Психотерапия в особых состояниях сознания. Ахмедов Т.И.

Скачать книгу Психотерапия в особых состояниях сознания. Ахмедов Т.И.
В архиве:


В формате doc:


ВВЕДЕНИЕ


Только тайна дает нам жизнь. Только тайна...
Ф. Г. Лорка
...Из всех приключений, угото¬ванных нам жизнью, самое важ¬ное и интересное — отправиться в путешествие внутрь самого се¬бя, исследовать неведомую часть себя самого.
ф. Фчллипи
Заканчивается XX век — век двух мировых войн и выхода человечества в космос, овладения энергией атома и невиданно¬го проникновения в глубинные тайны тела и психики — столе¬тие перемен, не имеющих аналогов в человеческой истории. Находясь на пороге нового тысячелетия — тысячелетия, объяв¬ленного «эрой духа», — мы все чаще задумываемся о том, что же именно, «день грядущий нам готовит» и как мы сможем встре¬тить и адаптироваться к его новшествам.
По мнению большинства футурологов, в недалеком будущем перед жителями планеты Земля остро встанут две глобальные проблемы: установление гармонии с окружающей средой и собственной душой. На протяжении всего своего существова¬ния человечество пыталось решить эти извечные вопросы опи¬раясь на две модели мира, порожденные взаимодополняющими модусами сознания: хило- и холотропным.
     Хилотропное сознание (от греч. hile — материя и trepein — двигаться в определенном направлении) — ориентированное на материю сознание, в котором большинство из нас пребывает в повседневной жизни. Именно оно порождает привычные для нас установки по отношению к действительности: восприятия мира как состоящего из отдельных материальных элементов; времени как линейного; пространства как трехмерного; себя как физического тела с определенными границами и установлен¬ными возможностями; событий как жесткой связи причин и следствий. При этом считается, что материя обладает плотнос¬тью; два объекта не могут занимать одно и то же место в пространстве; прошлые события необратимы; будущие события недоступны непосредственному опыту; человек не может быть более чем в одном месте одновременно; индивид способен существовать только в одном измерении времени; целое больше части; одно и то же не может быть истинным и неистинным в одно и то же время. Если мы оглянемся и посмотрим вокруг себя, то легко заметим последствия подобного «отчуждения» .человека — непрекращающиеся войны, авторитарные полити¬ческие режимы, экологические кризисы, «порабощение» чело¬века техникой, падение духовности и т. п.
Холотропное (от греч. holos — целое) сознание, напротив, предполагает восприятие себя как потенциально неограниченного поля сознания, имеющего доступ к любым аспектам реальности без участия органов чувств. Опыт этого сознания альтернативен ньютоно-картезианскому миру материи: плотность и дискрет-ность материи — это иллюзия, порождаемая определенной «аран¬жировкой» событий в сознании; время и пространство совершен¬но условны; в одно и то же время одно и то же пространство может заниматься многими объектами: прошлое и будущее всегда до¬ступны и могут быть эмпирически привнесены в настоящий момент; человек способен воспринимать себя в одно и то же время в разных местах; возможно в одно и то же время воспринимать различные системы времени; можно быть одновременно и частью, и целым, истинным, и не истинным; форма бытия и пустота небытия взаимозаменяемы и т. п.
    В человеческой психике эти два модуса так же представлены и находятся в динамическом диалектическом взаимодействии. Однако в западной культуре принято полагать, что только холотропное сознание отражает объективную реальность мира, и рас¬сматривать его как единственно нормальное и «законное». В связи с этим средний «здоровый» человек обладает достаточно развитой систем эй психологических защит от холотропных вторжений, расцениваемых как психопатологические проявления.
    Вместе с тем с древних времен человечеству хорошо извест¬но о том огромном терапевтическом и духовном потенциале, который несет в себе холотропный модус сознания. Недаром эти состояния, когда сознание человека может сужаться до пределов микромира или расширяться, охватывая весь макро¬мир, в нашей культуре получили еще одно имя — особые.
В разных цивилизациях по-своему пытались компенсиро¬вать или заместить это фатальное расщепление, создав целый спектр самых разнообразных суррогатов: наркотики, телевиде¬ние, индустрию развлечений и т. п. Эти поиски находят свое отражение и в широко распространенном универсальном моти¬ве ностальгии по «потерянному раю».
    К сожалению, только малая часть этого потенциала использу¬ется сегодня и в психотерапии — науке, по своему определению обязанной заботиться о гармонии души . Несмотря на декларируемую априори многогранность и многомерность человеческой психики, многие направления психотерапии тем не менее оста¬ются в пределах общепринятого взгляда на мир, зачастую как бы не замечая лечебной и духовной ценности холотропных (в нашей традиции — особых) состояний сознания.
     Техники, обеспечивающие доступ к ним, весьма разнообраз¬ны, так же как и сами особые состояния сознания. Однако необходимо подчеркнуть, что не все необычные состояния сознания обеспечивают доступ к холотропной модальности. Так, например, сознание меняется, когда в наш организм попадают привычные продукты — сахар, кофеин, или когда отдельные участки головного мозга раздражаются электрическим током, или когда в результате биохимических изменений проявляются психические нарушения и т. п. Разные по интен¬сивности, они действительно изменяют сознание, но отнюдь не переводят его на качественно иной уровень функционирования.
В свете сказанного нами была предпринята попытка свести воедино сведения, касающиеся теории и практики психотера¬певтической работы с особыми состояниями сознания. Глав¬ная цель данной книги заключалась в том, чтобы последова¬тельно и всесторонне охарактеризовать такие особые состояния сознания как гипноз, сновидения, активное воображение, сен¬сорная депривация, предсмертные переживания, ритуальные трансформации, сверхчувствительное (экстрасенсорное, в на¬шей традиции — энергоинформационное) восприятие, медита¬ции и т. п., и дать основы психотерапевтической практики в этих состояниях.
В литературе выделяют три основных подхода к оказанию психотерапевтической помощи.
    Первый основывается на патологической модели — представлении о том, что человек, у которого есть психологические проблемы, является больным и не соответствующим «норме». Для лечения ему необходима квалифицированная помощь, ко¬торая оказывается в рамках отношений «психотерапевт — пациент». При этом попытки помочь самому себе (чтением спе¬циальной литературы, беседы с родственниками и друзьями, «работой над собой» и пр.) расцениваются как способствующие определенному повышению эффективности медицинского лечения, однако не играющие существенной роли в окончательном выздоровлении.
Второй-подход базируется на модели роста, когда человек с проблемами рассматривается как полностью соответствующий норме, но с перманентной возможностью всегда достичь боль¬шего. Согласно данному подходу, нормальная личность должна Постоянно развиваться и расти — в противном случае наступает застой и постепенная деградация. Помощь со стороны желательна, но не так уж необходима, поскольку стремление к ро¬сту — естественное свойство человека, как и всякого живого существа. Процесс личностного роста требует определенных усилий самого индивида.
    Наконец, третий подход зиждется на модели Просветления, в которой основной упор делается на том, что нет никакой нормы, а следовательно, необходимости куда-то идти и что-то делать. Как говорит Дж. Энрайт: «бутон — это совершенный бу¬тон, а не несовершенная роза». В рамках данного подхода ак¬туальное ощущение счастья и благополучия не зависит от уров¬ня достижений, наличия или отсутствия проблем и т. п.
    Учитывая это, мы попытались осветить имеющийся обшир¬ный материал со всех трех позиций. Одной из особенностей книги является полифоничность: на ее страницах представлены почти все традиции, использующие работу с особыми состоя¬ниями сознания, постоянный диалог между представителями различных научных и духовных подходов, школ, моделей, практик и т.п.
Наряду с широко известными материалами в книге исполь¬зованы оригинальные разработки авторов, многие годы работа¬ющих в этом направлении, и богатый опыт, накопленный кафедрой психотерапии Харьковского института усовершенст¬вования врачей (ныне Харьковской медицинской академии последипломного образования), которая по праву считается основательницей Украинской школы психотерапии.
    Из необъятного материала отобрано по возможности то, что способствует углубленному пониманию роли, структуры и функции особых состояний сознания и с чем чаше всего при¬ходится сталкиваться современному психотерапевту. Ориги¬нальная композиция разрешает пользоваться ею и как целост¬ным произведением, и как своеобразной энциклопедией или справочником, позволяющим обучиться выбранному частному методу.
Мы надеемся, что, отсылая читателя к многочисленным сноскам, мы облегчим ему восприятие материала и проясним всевозможные терминологические тонкости.
     Авторы считают своим приятным долгом искренне поблаго¬дарить всех тех, кто содействовал созреванию и написанию этой книги: рецензентов: докторов медицинских наук — профессора кафедры А. А. Мартыненко и профессора кафедры психиатрии Львовского медицинского университета, президента Украинского общества психотерапевтов А. О. Фильца за критические замечания, способствовавшие улучшению этой книги;ректора Харьковской медицинской академии последипломного образования, доктора медицинских наук, профессора Н. И. Хвискжа за многолетнюю поддержку исследований в избранном направлении;
доктора психологических наук, профессора кафедры прикладной психологии Харьковского государственного университета А. С. Кочаряна за постоянную открытость новым идеям и удивительный дар принятия и поддержки; доктора медицинских наук, профессора кафедры психиатрии Н. И. Стрельцову; клинического ординатора Д. М. Болотова за помощь в обра¬ботке материала и подготовке книги к печати;
Светлану — за вдохновение;
Викторию — за оптимизм и веру в победу;
а также всех наших друзей, коллег, курсантов и пациентов, совместно с которыми мы смогли открыть и исследовать мир особых состояний сознания.
Авторы прекрасно осознают, что любая книга всегда требует уточнений, комментариев и добавлений, поэтому с благодар¬ностью примут все отзывы и пожелания читателей. скачать dle 12.0
Страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 136
Психотерапия в особых состояниях сознания. Ахмедов Т.И.
Мне и думаю всем будет интересно Ваше мнение!

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
  • Яндекс.Метрика