Психотерапия в особых состояниях сознания. Ахмедов Т.И.

ничто не должно мешать свободному дыханию и кровообращению. П варительно необходимо опорожнить кишечник, мочевой пузыр! и очистить носовые проходы. Техника выполняется натощв Лучшее время — 4 часа утра.
Наиболее употребительная поза — «лотос» или «полулотося Опишем подробнее первую позу с даосскими деталями технш
Тело выпрямлено, грудь слегка наклонена вперед, понижа желудочную впадину и расслабляя диафрагму. Ягодицы чуп чуть отодвинуты назад, чтобы выпрямить позвоночник, кото­рый изогнут согласно естественной кривизне.Естественное положение позвоночника поддерживается без усилий и напря­жения. Нижняя часть живота приводится в устойчивое положе ние путем опускания центра тяжести методом временной ко*
центрации вглубь на точке, расположенной на 5—6 сантиметров ниже пупка (нижний дань-тянь).
Сидя на подушке, полностью вытяните ноги. Затем согните правую в колене и положите ее под себя, на основание бедра левой ноги, ступни подошвой кверху. Левую ногу аналогично расположите на основании правого бедра. Положение пяток должно быть таким, чтобы они почти встречались напротив лобковых костей и каждая пятка нажимала на живот. Внешние стороны колен прижаты к подушке — это придает телу устой­чивость: оно не должно наклоняться ни вправо, ни влево, ни вперед, ни назад. Бедра, таким образом, образуют как бы две стороны треугольника с общей вершиной и, если все выполнено правильно, центр тяжести всего тела автоматически установится в нижнем дань-тяне.
Затем положите удобно правую кисть ладонью вверх на обе пятки или на нижнюю часть живота, а левую — свободно сверху. Кисть, лежащая сверху, слегка удерживается нижней, без на­пряжения. Обе кисти лежат удобно и расслабленно. Большой палец левой руки касается ее среднего пальца, а большой палец правой руки согнут над ладонью левой.
Такое положение ног и рук означает, что «отрицательное» охватывает «положительное», при этом образуется цепь из вось­ми каналов. Даосы утверждают: «Соединение четырех конеч­ностей замыкает четыре прохода, что позволяет удерживать центр».
Голова и шея выпрямлены и обращены вперед. Слух «вы­ключен». Рот закрыт, язык касается неба, образуя место для движения психической энергии от носа к горлу. Глаза закрыты и направлены к переносице (фиксация духовности в ее перво­начальной полости — тсу чиао). Общее самочувствие сидящего в позе должно быть естественным, непринужденным и нена­пряженным. Далее выполняется анальное сокращение. Освоив лозу, приступают к получению устойчивых начальных навыков концентрации сознания и умения правильно дышать.
Мыслительный процесс контролируется путем фиксации и удерживания внимания на нижнем дань-тяне. Метод обраще­ния внутрь себя, «смотрение в глубину», уменьшает поток мыслей. Можно прибегнуть также к легким невербальным усилиям, хотя большинство специалистов не рекомендуют этого делать, считая, что должно быть полнейшее отсутствие произ­вольных мыслей и усилий. Спокойно следуя по течению потока сознания, недопустимо проявлять нетерпение, надо оставаться абсолютно невозмутимым, тогда автоматически выключится слух. Качество медитаций будет улучшаться в процессе непре­рывных, систематических тренировок и при условии беспре­дельной веры в успех.
Такую концентрацию сознания рекомендуется выполнять в начале занятий три раза в день в течение часа, а затем продол­жать все время — при ходьбе, когда вы стоите, сидите или лежите. Чем продолжительнее медитация, тем лучше результат.
Дыхание должно быть естественным, гармоничным с дви­жениями живота и диафрагмы. Затем осваивают контрарное дыхание. Вдохи и выдохи должны быть медленными, непре­рывными и тонкими, пока появится ощущение будто вы дыши­те не легкими, а всеми порами тела.
Правильное даосское дыхание является контрарным, или «обращенным». Как и естественное, контрарное дыхание дости­гает живота, но с расширяющими и сжимающими движениями нижней части живота и диафрагмы. Оно выполняется следую­щим образом.
1.Вдох тонкий, неощущаемый, непрерывный, медленный и глубокий, проходя от ноздрей, достигает низа живота, наполняя полностью всю грудь и частично живот воздухом, расширяя грудную клетку, одновременно сокращая мышцы нижней части живота. Толкаемая сокращающимися мышцами диафрагма ста­новится активной и, прогибаясь вверх, усиливает давление в грудной клетке. Вдох должен длиться не менее одной минуты, выдох — столько же, хотя в древних текстах рекомендуется делать вдох чуть дольше выдоха, а в современной литературе — наоборот.
2.Выдох медленный, тонкий, неощущаемый и непрерыв­ный, нижняя часть живота расширяется и становится твердой. При этом нижний дань-тянь наполняется энергией. Грудь пус­тая и вместе с диафрагмой расслаблена. Правильное дыхание и концентрация на нижнем дань-тяне делают позу устойчивее, диафрагму более активной и сильной, благодаря контрарному расширению и сжатию живота. Рекомендуется дышать правиль­но все время, выработать навык и во время медитации не отвлекаться для контроля правильности дыхания.
Первое время надо выполнять дыхательные тренировочные упражнения до или после каждой тренировки в течение 5—10 ми­нут и обязательно на чистом воздухе. Надо следить, чтобы каждый вдох достигал нижнего дань-тяня, а каждый выдох начинался оттуда и хорошо расслаблял грудь, позволяя желу­дочной впадине автоматически опуститься. Это способствует устойчивости и эффективности медитации.
Тратака
Полная концентрация на внешнем объекте (в отличие от внутреннего) называется «концентрацией с открытыми глаза­ми», или тратакой. Тратака — это самьяма (фиксация, внушение
688
и ощущение), пристальное сосредоточение внимания на каком-нибудь объекте — глазной комплекс йогов.
Овладение искусством концентрации на внешнем объекте с открытыми глазами занимает у индусов главное место после внушения. Тратака (внешняя самьяма) сдерживает и контроли­рует внутренние вибрации ума и необходима для достижения мастерства в пратьхаре и йоганидре.
Рассмотрим подробно древнеиндийскую психотехник)'.
1.Носовой взгляд (пасаджра дришти). Непосредственно вли­яет на всю центральную и периферическую нервную систему через зрительный и обонятельный нервы посредством ассоциа­тивных связей, идущих от различных лервных клеток в централь­ной нервной системе (1ДНС). Поэтому этот взгляд следует прак­тиковать медленно и осторожно, лучше после первоначальной инструкции у опытного инструктора.
Носовой взгляд будит кундалини шакти (скрытую потенци­альную энергию человека), по мнению йогов, находящуюся в потенциальной форме в сушумне (ЦНС). Тратака стимулирует все центры в мозге с помощью черепных и спинальных нервных центров, особенно зрительного и обонятельного, посредством ассоциативных связей. Вы или пациент начнете ощущать уди­вительные запахи вокруг себя. Прекращаются и исчезают все болезни головы. Удивительная память — это побочный продукт практики тратака. Благодаря этой практике пациент овладевает способностью контролировать свою психику и вегетативные процессы. Улучшается саморегуляция.
Техника исполнения состоит в том, чтобы, наполовину прикрыв глаза, направить взгляд на кончик носа. Практикуйте это регулярно утром и вечером. Если глаза устают и слезятся, закройте их полностью и медитируйте в течение минуты в этом состоянии «на отдых». Когда усталость пройдет — продолжайте тренировку. Иногда вначале вы можете испытать различные реакции: головную боль, головокружение. Не беспокойтесь — это реакция, и она проходит. Вообще полезно, когда вас одоле­вает какая-нибудь реакция, медитировать, закрыв глаза, на звуке Ом (анахата надам).
Время занятий надо увеличивать постепенно, начав с пяти минут.
2.Фронтальный взгляд (бхрумадья дришти). Является силь­ным, концентрирующим ум упражнением.
Техника исполнения: поверните ваши полуприкрытые глаза по направлению к междубровью — межбровному пространству — и зафиксируйте взгляд. Носовой и фронтальный взгляды возбужда­ют ЦНС и автономную нервную систему через различные связи черепных нервов (особенно иннервирующих нос, глаза, лицо, шею). При носовом взгляде фиксация, внушение и ощущение
689
потока сознания (самьяма) направлены непосредственно на кон­чик носа и через него в ЦНС, а при фронтальном взгляде — меж­ду глаз. При носовом взгляде верхняя половина глаз закрыта, а нижняя — открыта. При фронтальном ~ наоборот.
3. Тратака на внешнем объекте. Необходимо сделать черн} точку на белом фоне или белую — на черном. Установить удобж перед собой. Нужно думать, что это символ бесконечной природы, и устремить свой взгляд и сознание на высшую природу и высшее сознание. Смотреть до легкого утомления, затем, отдохнув с за­крытыми глазами, снова глядеть на точку не мигая, без напряже­ния и усталости. Занимайтесь постоянно, систематически, в теч« ние месяцев, пока не получите длительной тратаки (до 30 минут).
4. Тратака на голубой свет. Удобно сидя или лежа, направит взгляд на слабую синюю лампочку или на голубой свет лампочки, установленной позади объекта концентрации. Взпш устойчивый и непрерывный. Вначале выполняется пратьяхарг (отвлекаете чувства от объекта, расслабляете ноги, живот, грудь, шею, руки, голову; чувствуете, как они расслабляются). Мьшн энергетизированы, в теле ощущается магнитная пульсация, вс< сильнее и сильнее. Постепенно ощущение тела исчезает. Теле анестезировано, рот обвис. Вы входите в сампроджнята самад> (высшую степень созерцания и сосредоточенности). Выполня) дхарану, дхьяну и самадхи (фиксацию сознания, внушение ощущение потока сознания), стараетесь достичь растворенш обычного сознания.
Йога учит также методам достижения йоганидры и контрол! ума до приобретения способности осуществлять самадху, то ест достигать состояния высшего сознания — состояния, когда процесс осознания включен весь потенциал бессознательного. Древняя йога говорит, что при выполнении медитаций надс быть всегда абсолютно уверенным, что именно у вас все хороцк получается, находиться в состоянии ожидания и энтузиазма. Это состояние должно предшествовать каждому упражненш в практических занятиях, в том числе и при обучении тратаке.
Приведем две словесные формулы индусов: первая служит для достижения йоганидры, вторая — для достижения самадхи.
Первая формула: «Я четко контролирую ум и мысли... Глу­бокий покой и энергетизация во всем теле... Я концентрируюсь... на высшей природе, высшем сознании. Я бессмертен(-тна)... олицетворяю высшую справедливость... Мое тело погружаете* в йоганидру на...» (указывается время, например, на один час ровно).
Вторая формула: «Я достигаю окончательной истины, оконча­тельной реальности... Я достигаю окончательной цели своей жиз­ни в этом мире... независимо от судьбы моего тела... Я обязательнс достигну нирваны...»
690
Чань-буддийская медитация (дзэн)
Эта медитация служит главным звеном в психической под­готовке в чань-буддизме. Обычно она практикуется только в комплексе с другими методами воздействия на психическое и соматическое состояние человека, носящими как статический, так и динамический и невербальный характер: парадоксальны­ми задачами (гун-ань) и диалогами (вэнь-да), дыхательными и гимнастическими упражнениями (в том числе единоборства), физическим трудом, специальной диетой, массажем и самомас­сажем, приемами биоэнергетической стимуляции с помощью разнообразных средств (например, сигнальной рефлексотера­пии), контактным невербальным воздействием и др. Комбина­ция этих средств усиливает эффект техники для достижения просветления.
Сам процесс медитации предваряется подготовительными физическими и психическими упражнениями, призванными привести психику и соматику практикующего в оптимальное функциональное состояние, снять возбуждение, стрессы и дру­гие негативные факторы, мешающие созерцанию. С этой целью применяются методы психосоматической релаксации, водные процедуры, массаж или самомассаж точек аккупунктуры (ТА), сопровождаемый «внутренней работой» по активизации энер­гетических центров, каналов и меридианов с помощью психи­ческой концентрации и дыхательных упражнений и т. д.
На начальных этапах психофизической подготовки особое внимание уделяется:
1)нормализации физиологических процессов посредством релаксации и дыхательных упражнений;
2)правильному положению тела;
3)созданию условий, удобных для медитации.
В монастырской практике обычно использовалась класси­ческая йоганическая «поза лотоса», или «сэйза».
Приведем рекомендацию чаньского наставника: «Когда вы впервые начинаете практиковать цзо-чань и созерцать свое сознание (кань-синь), отправляйтесь в уединенное место и сидите там, не сходя с этого места. Сначала сделайте тело прямым и сядьте в правильную позу. Сделайте одежду свобод­ной и ослабьте пояс. Расслабьте туловище и конечности. По­массируйте себе позвоночник. Выдохните полностью воздух из живота. Через естественный поток дыхания вы обретете свою истинную природу, ясную и пустотную, спокойную и чистую. Когда ваше тело и сознание будут гармонизировать, дух тоже станет спокойным».
Помимо всего, определенное влияние на психическое состо­яние оказывают и различные цвета. Например, красный цвет
691
возбуждает, а фиолетовый успокаивает. Великий художник В. Кандинский отмечал, что желтый цвет концентрирует вни­мание, а синий и красный рассеивают. Он же утверждал, что оранжевый цвет порождает прилив энергии, амбицию и стремг ление к триумфу. Художники хорошо знают, что ярко-красный, ярко-желтый и оранжевый — «теплые» цвета, а светло-синий, салатовый и голубой — «холодные». Взаимодействия цветов еще более усиливают влияние на эмоции. Так, например, золотис­то-желтый цвет и цвет морской волны взаимно усиливают эмоциональную уравновешенность, а сочетание золотисто-жел­того и огненно-красного цветов действует противоположно. В связи с этим существует целый комплекс методик цвето-медитации, из которых мы рассмотрим только две большие категории: цветомедитации, направленные на стабилизацию психического состояния, и цветомедитации при физических недомоганиях.

ЦВЕТОМЕДИТАЦИЯ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ ГАРМОНИИ

Предварительно отметим, что нарушения психической гар­монии могут быть вызваны как недостатком, так и избытком тех или иных эмоций. Описание некоторых форм проявления подобной психической несбалансированности поможет вам вы­брать необходимый цвет.
1. Красный цвет
Этот цвет относится к теплым и является выражением жиз­ненной силы, поэтому на психическом уровне он оказывает стимулирующее действие на активность человека.
Кроме того, он благотворно влияет при ослабленной кри­тичности и недостатке внутренней энергии, что может про­явиться в виде чрезмерных забот, сомнений и страхов.
Красный цвет служит катализатором изменений в сознании и усиливает различные проявления любви, а скачать dle 12.0
Страницы:
1 ... 123 124 125 126 127 128 129 130 131 ... 136
+ -10 -

Психотерапия в особых состояниях сознания. Ахмедов Т.И.


Мне и думаю всем будет интересно Ваше мнение. Напишите пожалуйста комментарий после прочтения! Это очень ВАЖНО для развития сайта!

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
  • Яндекс.Метрика