Психотерапия в особых состояниях сознания. Ахмедов Т.И.

' Возможность речевого общения с другими людьми в ходе совместной деятельности вела и к формированию аутокоммуникации — внутреннего диа­лога с самим собой, что, по мысли М. М. Бахтина, является основным механиз-. мом сознания: «где начинается сознание, там начинается и диалог* (1979).
724
Особенно важное значение для развития человеческого созна­ния имеет продуктивный, творческий характер человеческой де­ятельности. Сознание предполагает осознание человеком не толь­ко внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Иного пути осознания этого, кроме получения возможности «видения» собственной психологии, оп-редмеченной в творениях, для человека нет. Образы, мысли, предсташтения и чувства людей материально воплощаются в пред­метах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов, именно как воплотивших в себе психологию их твор­цов, становятся осознанными. Поэтому творчество есть путь и средство самопознания и развития сознания человека через вос­приятие им своих собственных творений.
В начале своего развития сознание человека было направле­но на внешний мир. Человек осознавал, что находилось вне его благодаря тому, что с помощью данных ему от природы органов чувств воспринимал этот мир как отделенный от него и суще­ствующий независимо от него. Позднее появилась рефлексив­ная способность, то есть осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Такова после­довательность стадий развития сознания в фило- и онтогенезе. Данное направление в развитии сознания можно обозначить как рефлексивное.
Второе направление связано с развитием мышления и посте­пенным соединением мысли со словом. Мышление человека, развиваясь, все больше проникало в суть вещей. Параллельно с этим развивался язык, используемый для обозначения добывае­мых знаний. Слова наполняются все более глубоким смыслом и наконец с развитием научного знания трансформируются в поня­тия. Слово-понятие и есть единица сознания, а направление, в русле которого оно возникает, можно обозначить как понятийное.
Совершенно естественно, что каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников и с изменением условий существования людей меняется и их сознание'. Таким образом, филогенез его развития можно пред­ставить в историческо-диалектическом ракурсе. То же самое
1 В русском языке есть дна различных слова — «сознание» п «совесть», происходящие от квазисинонимичных слов «знать» и «ведать». Слово «созна­ние» было введено Карамзиным как калька при переводе латинского conscien-cia. В дальнейшем синонимичные слова «сознание» и «совесть» приобрели различные значения: в первом выделяется скорее познавательный аспект («со­знание»), а во втором — чувства и переживания. В большинстве европейских языков такое различие отсутствует, и можно предположить, что в какой-то мере пафос французского Просвещения, связанный с представлением о том, что человеку достаточно объяснить этические нормы, чтобы он принял их и им следовал, обусловлен неразведением сознания и совести (знания и чувства).
70е,
справедливо и в отношении сознания человека в ходе его онтогенетического развития, если благодаря произведениям культуры, созданным людьми, индивид все глубже проникает в психологию живших до него народов. Это направление в раз­витии сознания еще обозначают как историческое.
На данном историческом этапе сознание людей все еще про­должает развиваться, причем, по мнению многих исследователей, это развитие идет с известным ускорением, вызванным темпами духов?гого и научно-технического прогресса.
В структуру сознания, выделяемую в общей психологии, входят:
1)важнейшие познавательные процессы (ощущения, вос­приятия, память, мышление и воображение);
2)способность различать субъект и объект (самосознание и сознание окружающего мира);
3)способность обеспечить целеполагающую деятельность (волевую, целенаправленную, критически оцениваемую);
4) отношение к реальной действительности, ее переживание (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1977).
В психиатрии в структуру сознания включают:
1)сознание собственного Я (аутопсихическая ориентиров­ка) — сознание частей своего тела, их взаимосвязи («схема тела»), расположения своего тела в пространстве и осознание себя как личности с ее многообразными формами взаимоотно­шений с обществом;
2) сознание предметного мира (аллопсихическая ориентиров­ка) — правильное отражение объектов внешнего мира и их взаимосвязи, правильное отражение пространственно-временных категорий (оценка пространства, истекшего отрезка времени, отдаленности прошедших событий, оценка во времени предстоя­щих действий, их закономерной последовательности и т. п.).
Взаимосвязь между двумя указанными формами сознания складывается в процессе их выделения, то есть дифференциации и усложнения. Этот процесс весьма длительный. Он охватывает в среднем первые 20—25 лет жизни человека (Н. Е. Бачериков, К. В. Михайлова, В. Л. Гавенко и др., 1989).
Существуют следующие свойства сознания.
1. Ясность сознания (критерии ясного сознания) — возмож­ность четко выделить объекты внешнего мира и их взаимосвязь между собой, наличие самосознания, сохранность способности запечатлевать новое и воспроизводить имеющийся запас зна­ний, адекватность эмоциональных реакций, способность осу­ществлять целенаправленную деятельность (отдавать отчет сво­им действиям и руководить ими).
2.Объем сознания — количество связей, возникающих в сознании в данной конкретной ситуации, то есть объем осоз-
726
наваемых в данный момент собственных переживаний и окру­жающей обстановки.
3.Содержание сознания — характер ассоциаций, возникаю­щих в данной ситуации, являющихся, с одной стороны, резуль­татом отражения объективной реальности, с другой — резуль­татом взаимосвязи с прошлым опытом субъекта (содержание мыслей, переживаний и т. д.).
4. Непрерывность сознания — способность осознания взаимо­связи между настоящим, прошедшим и ближайшей перспективой (единство переживаний прошлого, настоящего и будущего).
Физиологические варианты измененного сознания: при утом­лении, в состоянии сна, аффективное сужение сознания.
Утомление — состояние, вызванное интеллектуальной или физической перегрузкой, вынужденной бессонницей. Для него характерны снижение уровня бодрствования, четкости и чувст­венной живости восприятия окружающего (контуры теряют свою четкость; появляются иллюзорные восприятия), ослабление вни­мания (привлекаемости, концентрации и устойчивости); ухудше­ние запоминания и воспроизведения, снижение силы и диф-ференцированности эмоциональных реакций, темпа мышления.
Аффективно-суженное сознание (физиологический аффект) — кратковременная бурная реакция на эмоционально значимое для человека воздействие, характеризующаяся сужением объема сознания, концентрацией представлений на аффектогенной ситуации, наличием аффективно вызванных иллюзорных обма­нов восприятий, выраженными мимическими, иногда двига­тельными и вегетативными реакциями (аффект гнева, ярости, исступленной злобы и др.). У детей младшего возраста аффек­тивно-суженное сознание возникает как реакция протеста и проявляется в выраженном двигательном беспокойстве (ребе­нок падает на пол, беспорядочно размахивает руками, бьется головой о пол, громко плачет). Весьма частой формой является аффект страха, возникающий при угрожающей ситуации (на­пример, при нападении животных и др.).
Расстроенное сознание — это такое патологическое состояние, при котором нарушаются правильное отражение в сознании че­ловека объектов внешнего мира (аллопсихическая дезориентиров­ка), собственного Я (аутопсихическая дезориентировка), а также предметно-личностные и пространственно-временные отноше­ния (явления деперсонализации и дереализации), возможность сопоставить факты в их последовательности и взаимосвязи (суже­ние объема сознания и нарушение его непрерывности). Степень выраженности нарушений отдельных структурных компонентов сознания может быть различной, в связи с чем в клинической практике можно наблюдать множество форм нарушения созна­ния, проявляющихся в синдромах различной степени сложности.
727
Расстройства сознания можно классифицировать следующим образом.
1. Непсихотические формы
Обнибуляция — легкое затемнение сознания при сохранении всех видов ориентировки и способности осуществлять привыч­ные действия; при этом возникают затруднения в осмыслении сложности ситуации, смысла происходящего, в том числе содер­жания чужой речи. Обнибуляция наблюдается при органических поражениях мозга, состояниях выраженной астении.
Обморок — кратковременное полное выключение сознания, вызванное внезапной анемией мозга различного генеза.
Оглушенность — характеризуется стойким ослаблением пси­хических функций без возникновения качественно новых про­дуктивных симптомов, резким повышением порога восприятия во всех анализаторах, нарушением синтеза.
Сопор — полное выключение сознания с сохранением обо­ронительных реакций и других безусловных реакций.
Кома — полное выключение сознания, сопровождающееся утратой безусловных рефлексов, в том числе оборонительных реакций, и появлением патологических рефлексов (хоботково­го, хватательного и т. д.)-
^. Психотические формы (синдромы помрачения сознания)
Синдром деперсонализации и дереализации характеризуется нарушением самосознания и сознания окружающего. Наруше­ние самосознания может проявляться в чувстве отчужденности либо измененное™ своего тела (соматическая деперсонализа­ция) или же различных свойств своей личности (психическая деперсонализация). Как правило, явления деперсонализации сочетаются с утратой чувства реальности окружающего, симп­томом «уже виденного» и «никогда не виденного» (дереали­зация). Для детей младшего возраста деперсонализационные расстройства совершенно нетипичны, они начинают в рудимен­тарной форме проявляться у подростков и более выражены уже в юношеском возрасте.
Растерянность — остро возникающее нарушение самосозна­ния, сознания окружающего мира и взаимосвязи между всем происходящим, в том числе отношения собственного Я к окру­жающему миру. Больные утрачивают понимание происходящего, лицо выражает недоумение (аффект недоумения), речь вопро­шающая, в поведении обнаруживается беспомощность, нереши­тельность.
728
Онейроидный синдром (сновидное нарушение сознания) — ха­рактеризуется аллопсихической дезориентировкой, «перенесе­нием в мир грез», переживаемых в форме иллюзий или галлю­цинаций. Больные считают, что им «специально показывают кадры из их жизни» (бред, инсценировки), выглядят отрешен­ными, почти неподвижно лежат в постели, на вопросы отвечают «как сквозь сон».
Синдром астенической спутанности — проявляется мерцани­ем глубины нарушения сознания, быстрым истощением психи­ческой деятельности, резким углублением помрачения созна­ния к вечеру. Больные в начале беседы могут четко отвечать на вопросы, затем речь становится невнятной, «бормочущей», нарушается контакт с окружающим. Синдром астенической спутанности часто наблюдается у детей и подростков и, как правило, в ночное время сменяется делирием.
Делириозный синдром (сноподобное помрачение сознания) — характеризуется аллопсихической дезориентировкой, наплывом ярких зрительных галлюцинаций, имеющих непосредственное отношение к больному, что выражается в резком двигательном возбуждении, ярких эмоциональных переживаниях (страхе), выраженных вегетативных реакциях. Делириозный синдром занимает первое место по частоте среди синдромов нарушенно­го сознания у детей и подростков и наблюдается при заболева­ниях экзогенной природы (острых инфекциях, интоксикациях, травмах головы). Делириозные переживания у детей отражают их запас представлений, черпаемый из сказок, как правило, устрашающего содержания, в связи с чем дети переживают страх, в ужасе прячутся от галлюцинаторных образов, зовут родных. Воспоминание о пережитом в делирии остается надол­го, но эмоциональная реакция страха быстро сглаживается.
Аментивный синдром — состояние глубокого помрачения сознания с резким угнетением психической активности, отсут­ствием реакций на обычные раздражители, их возникновением только на сильные воздействия (укол, яркий свет, громкий оклик), фрагментарностью восприятий, невозможностью ос­мыслить ситуацию, резким двигательным возбуждением, по­следующей амнезией пережитого. Наблюдается при тяжелых инфекциях, интоксикациях и других экзогенных заболеваниях.
Сумеречное состояние сознания — характеризуется резким су­жением объема сознания, наплывом представлений, не связанных с реальностью, переживаниями угрожающих жизни ситуаций, двигательным возбуждением. Характер контакта с окружающими и упорядоченности поведения зависит от степени оглушенности. Пережитое в сумеречном состоянии почти полностью амнезиру-ется. Клинические проявления сумеречных состояний весьма многообразны, среди них выделяют следующие основные формы.
729
Транс — длительное сумеречное состояние, характеризуется сохранением автоматизированных действий (амбулаторный ав­томатизм), в том числе передвижений на транспорте.
Сомнамбулизм — сумеречное состояние, развивающееся во время сна. Больные совершают целый ряд автоматических действий (перекладывают вещи, выходят на улицу, влезают на заборы и т. д.). Указанные состояния наблюдаются при эпилеп­сии, особенно в подростковом и юношеском возрасте, а также при неврозах.
Истерические сумеречные состояния — психогенно обуслов­ленные нарушения сознания с отражением фабулы пережитого в поведении больного, с его гиперболизацией и театральностью.
Пуэрияизм — психогенно возникающее сумеречное состоя­ние, характеризующееся «возрастным регрессом личности», в связи с чем отмечаются детские черты поведения, изменение самосознания в соответствии с переживаемым возрастом (ле­печущая речь, иногда ползание вместо ходьбы и т. д.) при одновременной демонстрации навыков взрослого человека (ку­рение, письмо и др.).
Псевдодеменция — сумеречное состояние сознания с нелепыми формами поведения и яркой, гиперболизированной демонстра­цией слабоумия. Наиболее очерченной формой псевдодеменции является Ганзеровский синдром — сумеречное состояние, при котором больные отвечают не по существу заданного вопроса («мимо-речь», «мимо-говорение»).
Патологический аффект — аффективно обусловленное суме­речное расстройство сознания, сопровождающееся разруши­тельными действиями и полной амнезией пережитого в болез­ненном состоянии.
Фугиформные реакции — психогенно обусловленное сумереч­ное состояние, выражающееся бессмысленным скачать dle 12.0
Страницы:
+ -10 -

Психотерапия в особых состояниях сознания. Ахмедов Т.И.


Мне и думаю всем будет интересно Ваше мнение. Напишите пожалуйста комментарий после прочтения! Это очень ВАЖНО для развития сайта!

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
  • Яндекс.Метрика