Психотерапия в особых состояниях сознания. Ахмедов Т.И.


отвести специаль­ное место, предназначенное только для занятий медитацией, куда не мог бы войти никто другой и где бы вы носили особое одеяние, возжигали благовония и т. п. Это имеет некоторый смысл, так как означает серьезное отношение к медитации кроме того, создает нужные «якоря», однако мы не считаем такую меру крайне необходимой, поскольку существует множество людей, которые покупают специальную форму для бега трусцой или супердорогую теннисную ракетку, но бросают занятия уже через несколько дней.
Тем не менее выбранное вами место должно быть приятным, теплым, уютным и таким, чтобы вас там никто не потревожил. Повесьте на двери табличку «Не беспокоить», отключите теле­фон — вообще сделайте то, что необходимо в вашей конкретной ситуации. Иногда все, что требуется, это встать на полчаса'!) раньше остальных членов семьи.
Теперь о позе. Индусы предпочитают позу «лотоса», японцы сидят на пятках. Для них эти позы хороши, поскольку они усвоены ими еще в детстве, но западному человеку в возрасте за тридцать они могут показаться достаточно трудными, а вызываемая ими физическая боль способна отвлечь от медитации. Знайте, что можно прекрасно медитировать просто сидя на стуле и поэтому не позволяйте никому морочить вам голову понуждая к мучительной имитации чужой культуры[1].
1.Сесть на пол и как можно больше развести нога в стороны. Затем согнуть правую ногу в колене и притянуть к себе правую стопу, чтобы она оказалась на левом бедре, у паха. Туловище при этом следует держать выпрямленным, а колено должно касаться пола. Зафиксировав это положение на несколько секунд (а затем и на несколько минут), проделайте то же самое с левой ногой. Чтобы облегчить выполнение, можно сидеть на небольшой подушке.
2.Сидя на одеяле, сложенном толщиной в ладонь, при прямой левой ноге: согните в колене правую и прижмите се стопой к левому бедру. Вслед за ЭТИМ! сопште также левую ногу и расположите стопу на правом бедре так, чтобы пальцы
662
На чем бы вы ни сидели, держите спину прямо. Это не означает, что вы сможете полностью выпрямить позвоночник, поскольку он имеет естественные изгибы. Однако не горбитесь. Сбалансируйте свое тело, сядьте удобно. Ноги на полу. Кисти рук лежат свободно на коленях или, если вы предпочитаете, сложены подобно двум чашам, вложенным друг в друга (в ин­дийской традиции правая — активная — рука располагается снизу, левая — сверху; у левшей наоборот). Большие пальцы соприкасаются, как бы замыкая электрическую цепь1.
Кратко отметим, что все описываемые далее методы имеют ряд общих свойств.
1. Они вырабатывают у вас концентрацию — первую ступень медитации.Видели ли вы когда-нибудь собаку, почуявшую кролика, или кошку, выслеживающую птицу? Такое же качество однонаправленности разовьется у вас по мере обучения меди­тации. Овладев умением концентрироваться, вы получите в придачу массу выгод в повседневной жизни: повысится способ­ность быстро отличать существенное от несущественного, вы сможете эффективнее выполнять и рутинные дела, и сложные задачи, появится спокойствие в стрессовых ситуациях, снизится частота сердечных сокращений и артериальное давление и т. д.
2.Они просты, в них нет ничего чрезмерно сложного.
3.Они основываются на многократных повторениях. Имен­но повторение позволит вам развить в себе способность кон­центрироваться, поможет справиться с возникающим чувством скуки, со всеми отвлекающими мыслями и внутренним сопро­тивлением. Рам Дасс приводит забавное описание тех противо­действующих мыслей, с которыми он сталкивался во время десятидневного курса непрерывных медитаций: в его сознании появлялись мысли о людях, которых он когда-то знал, перед глазами представали картины ресторанов и других мест, где он бывал или собирался побывать, возникали всевозможные тео­ретические модели, при помощи которых он объяснял проис­ходящее, и т. д. и т. п.
Важно научиться наблюдать за этими отвлекающими вас мыслями спокойно, дружески и беспристрастно. В итоге вы
Были обращены вверх. Важно помнить о том, что туловище следует сохранять выпрямленным, а оба колена должны касаться пола (В. Козлов, 1993).
' Учителя дзэн обращают большое внимание на положение ладоней своих Учеников и на основании того, как они держат большие пальцы, определяют внутреннее состояние человека, его готовность или, наоборот, неготовность наать медитацию. Если большие пальцы сильно прижаты друг к другу, так что направлены вверх, то это знак чрезмерного напряжения, которое будет мешать медитации. Опущенные большие пальцы, отсутствие контакта между Ними свидетельствует о вялости, также не способствующей успеху медитации в редстоящем занятии. Большие пальцы не должны образовывать «гору» или «овраг», им просто необходимо лежать горизонтально.
превратитесь в дружелюбного и объективного Свидетеля своего внутреннего процесса. Итак, чтобы начать медитацию:
1) примите медитативную позу;
2) держите спину прямо;
3) настройтесь на то, чтобы отложить на время свои эмоци и проблемы;
4)закройте глаза;
5)оставьте любые суждения, ожидания и фантазии о том, каким окажется ваш опыт медитации. Дайте опыту состояться. Отстраните от участия в нем вашу соревнующуюся субличность, которая жаждет научиться медитации быстрее и стать более духовной, чем ваши друзья и коллеги;
6) расслабьте мышцы лица и челюстей (у некоторых при этом получается полуулыбка, похожая на ту, что мы видим у статуй Будды или изображении мадонны);
7) расслабьте тело. У многих людей перед медитацией бывают напряжены мышцы плечевого пояса. Это неудивительно, так как стрессы и проблемы часто ведут к тому, что наши плечи непро­извольно поднимаются, голова втягивается в них (как бы защи­щаясь от предстоящего удара) и в конце концов возникает те­лесный «зажим». Чтобы избавиться от него, поднимите плечи/ ощущая при этом неприятное напряжение, а затем «бросьте» их. При необходимости можете визуализировать следующий образ: при расслаблении плеч представьте длинные ветви дерева в див­ном зимнем саду, сгибающиеся под тяжестью лежащего на них снега. Ветви медленно все больше и больше сгибаются, и наконец снег соскальзывает с них, освобождая дерево от своего гнета;
8) отрегулируйте дыхание. Дышите через обе ноздри и считай­те, сколько тактов счета требуется вам для вдоха, затем — сколько для выдоха. Под действием вдыхаемого воздуха пусть ваш живот выпятится, а грудь расширится. Побудьте в неподвижности не­сколько мгновений и лишь потом начинайте выпускать воздух. Пусть ваше дыхание будет легким и неслышным. Когда почувст­вуете, что дыхание стало ровным, приступайте к медитации.
Вот некоторые методы медитации.
Созерцание предмета
Выберите какой-нибудь предмет. Это могут быть морская раковина, чаша с водой, веточка, камень, дерево, пламя свечи, кучка песка, коробка спичек, кактус, в общем, все что угодно1.
1 Теоретически любой предмет или его качество может стать объектом созерцания и концентрации. Например, *Вишудхиматга» (буддийское руковод­ство по медитации) рекомендует следующий ряд объектов: десять абстрактных
объектов, окрашенные круги (белого, черного, желтого и красного цветов).
Сосредоточьте на этом предмете все свое внимание. Смотрите на него так поглощенно, как если бы вы никогда ранее ничего подобного не видели. Затем закройте глаза и, если возможно, прикоснитесь к нему. После этого снова всматривайтесь в ваш предмет, вглядьшайтесь в него. Каждый раз, как вы замечаете, что внимание уходит в сторону, отмечайте это и мягко возвращайте его к предмету: «Уф-ф, я думаю о том, что буду делать после окончания медитации. Назад к тебе, кактус! Твои колючки неоди­наковой длины» и т. д. И не взыскивайте с себя строго за подобные отвлечения. Л. Лешен советует относиться к себе, как к любимому ребенку, которого родители хотят удержать на узкой пешеходной дорожке, в то время как со всех сторон его манят пленительные цветы, деревья и густая трава. Не таращите глаза, просто смотрите. Если заметите, что начинаете таращить глаза, осторожно расслабь­те мышцы глаз. И проверьте, на месте ли ваша полуулыбка. Через некоторое время вы обнаружите, что почти вошли в жизнь пред­мета и ваше сознание слилось с ним.
.Счет дыхания
Глубоко и ровно дыша, считайте циклы дыхания: «Дыха­ние — раз. Дыхание — два» и т. д. Говорите себе «дыхание» при вдохе, а число — при выдохе. В одном из медитативных методов предлагается использовать восходящий ряд чисел. Однако при этом может возникнуть искушение достичь определенного чис­ла, и это помешает вам. Фиксация на цели, которую предстоит достигнуть в будущем, действует разрушительно на пережива­ние медитации в настоящем. Вероятно, лучше считать до опре­деленного числа — пяти или десяти (число десять используется учителями дзэн), а затем начинать вновь с единицы.
Если вы обнаружите, что думаете о чем-то, не относящемся к счету, мягко напомните себе стоящую перед вами задачу и возвращайтесь к счету.
Осознаваемое дыхание
Вы наблюдаете и описываете свое дыхание, отмечаете его фазы. «Я дышу медленно.Мой живот выпячивается, грудь
первоэлементы (огонь, воздух, вода и земля, ограниченное пространство), десять вызывающих отвращение предметов, десять качеств Будды, четыре возвышенных чувства (любовь, добродетель, сострадание, радость при дости­жении счастья другими), четыре беспредметных созерцания (бесконечного сознания, бесконечного пространства, пространства пустоты, сферы «ни вос­приятия, ни невосприятия»).
расширяется. Пауза. Теперь выдох» и т. д. Не вмешивайтесь в свой дыхательный процесс. Не пытайтесь изменить свое дыха­ние, а просто наблюдайте за ним. Плывите по течению. Обра­щайте особое внимание на паузы — ту, что следует за вдохом, и ту, которая возникает после выдоха. В эти моменты вы ближе всего к своему центру. По преданию, Будда сказал: если вы в состоянии осознавать свое дыхание в течение одного часа, вы достигнете просветления. (Имеете в виду, что ваше осознание не упустит ни одного вдоха или выдоха!)
Если в голову забредет какая-то посторонняя мысль, не надо с ней бороться — впустите ее, придумайте ей какое-то обозна­чение, образно говоря, повесьте на нее бирку и отложите эту мысль на полку, где при желании сможете ее найти после медитации.
Некоторые отвлекающие мысли будут чрезвычайно соблаз­нительными, но вы не должны попадаться на удочку. Это в ваших силах! Однако если вас постигнет какое-то изумительное озарение или вы вдруг найдете решение мучающей вас долгое время проблемы, то вполне можно прервать медитацию, чтобы додумать новую мысль. Уверяем вас, среди отвлекающих мыс­лей подобные откровения будут попадаться не часто!
Медитация на дыхании
Примите медитативную позу. Расслабьте тело. Сконцентри­руйтесь на дыхании. Не меняйте естественного ритма дыхания, а только следите за ним. Дыхание можно мысленно сопровож­дать фразами: «Я чувствую свой вдох... чувствую свободный выдох...» и т. д.
Сконцентрировав свое внимание на дыхании, можно повто­рять примерно следующие медитативные фразы:
«Я вдыхаю...
Я выдыхаю...
Грудная клетка расслаблена... (один дыхательный цикл)
Я вдыхаю...
Я выдыхаю...
Мое тело расслаблено... (один дыхательный цикл)
Я вдыхаю...
Я выдыхаю...
Я чувствую покой и расслабление... (один дыхательный цикл)
Я вдыхаю...
Я выдыхаю...
Приятное ощущение... (вдох)
Приятное ощущение... (выдох)
Приятно дышать... (вдох) Приятно дышать... (выдох) Я чувствую тепло... (вдох) Я чувствую тепло... (выдох) Все расслаблено... (вдох) Все расслаблено... (выдох) Спокойствие и тишина... (вдох) Спокойствие и тишина... (выдох)».
Упражнение представляет собой модификацию буддийской медитативной техники.
Что происходит
С МОИМИ НОЗДрЯМИ?
Это совсем просто: наблюдайте за вдыхаемым и выдыхаемым воздухом при его прохождении через ноздри. Не обращайте внимания ни на паузы между вдохами и выдохами, ни на то, втягивается ли или выпячивается ваш живот. В данное упраж­нение это не входит, как бы ни хотелось вашему скучающему уму расширить поле наблюдения. Это похоже на то, как если бы вы следили за людьми, входящими и выходящими через вращающуюся дверь: «Вот один входит; вот другой выходит», lie обращайте никакого внимания на то, что происходит дальше с воздухом, когда вы его вдохнули, как и на то, что с ним делается после выдоха. Сосредоточьте внимание на своих нозд­рях и наблюдайте за тем, что происходит там. Опять-таки, если забредет в голову какая-нибудь мысль, пометьте ее и отложите в сторону.
В другой разновидности этого метода вы наблюдаете за своим дыханием на уровне грудной клетки, мысленно произ­нося фразу: «Грудь поднимается; грудь опускается».
Медитация, связанная с йоговской техникой ритмического дыхания
Согласно воззрениям йогов ритмическое дыхание — необ­ходимое условие любого опыта, будь то влияние на самого себя или на внешний объект.
Главное внимание следует обращать на ритм, который важ­нее, чем длительность вдоха (16 дыханий и более). Надо прак­тиковать упражнение, пока не удастся достичь равномерного размаха дыхания и пока вы не почувствуете ритма вибрирующих Движений во всем теле. Порядок выполнения упражнения сле­дующий.
667
1.Сядьте прямо в удобную позу. Грудь, шея и голова долж­ны составлять одну прямую линию. Плечи^ слегка откиньте назад, руки спокойно положите на колени. Йоги находят, что ритмическое дыхание труднее достигается, если грудь выпяче­на, а живот втянут. Медленно вберите воздух полным вдохом, отсчитав шесть
[1] Если вы все же решили освоить традиционную медитативную позу «лотоса» (сидя со скрещенными ногами), приведем упражнения, которые следует выполнять ежедневно (а по возможности и дважды в день).

скачать dle 12.0
Страницы:
1 ... 119 120 121 122 123 124 125 126 127 ... 136
+ -10 -

Психотерапия в особых состояниях сознания. Ахмедов Т.И.


Мне и думаю всем будет интересно Ваше мнение. Напишите пожалуйста комментарий после прочтения! Это очень ВАЖНО для развития сайта!

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
  • Яндекс.Метрика