Психотерапия в особых состояниях сознания. Ахмедов Т.И.

ударов пульса.
2.Задержите дыхание на три удара пульса.
3.Медленно выпустите воздух через нос, отсчитывая шесть ударов пульса.
4.Пауза на три удара пульса.
5.Повторите цикл: шесть — три — шесть — три. (Сущест­вуют и другие формулы ритмического дыхания,например, четыре — два — шесть — два).
Упражнения выполняют до легкой степени утомления. Утом­ляться нельзя! Собираясь закончить упражнение, проделайте очи­щающее дыхание йогов, оно дает чувство отдыха.
Внимающая медитация
В этом медитативном методе вы просто наблюдаете за всем, что происходит. Что бы ни случилось, отметьте это и оставьте. Любые мысли, какие придут в голову. Любые звуки, которые вы услышите. Мысли, которые у вас возникнут по поводу этих звуков. Ваше дыхание. Любые телесные ощущения, от внезап­ного зуда до дрогнувшей мышцы. И снова дыхание.
Если вы обнаружите, что продумываете пришедшие в голову мысли, вместо того, чтобы, только отметив их, возвращать каждый раз свое сознание в центральную точку, откуда оно лишь бесстрастно внимает всему происходящему вокруг, ни на чем не фиксируясь, переключитесь тогда на наблюдение зай своим дыханием — оно ведь происходит непрерывно. Вам может понадобиться сочетание описываемой техники с техни­кой осознаваемого дыхания.
Когда возникают эмоции или болезненные воспоминания, не позволяйте им овладеть собою. Снабжайте их лаконичными пометками, такими, как «чувство уныния», «воспоминание», «чувство раздражения*, опять «воспоминание, воспоминание». Эти воспоминания и чувства будут постепенно слабеть, и, что более важно, вы начнете отождествлять себя с Объективным Наблюдателем и Свидетелем, а не с человеком, который под­вержен этим мыслям и чувствам. При правильном выполнении это упражнение может стать важным средством оздоровления, используемым в тех случаях, когда вам очень «не по себе». Этот вид медитации вы можете практиковать во время любого дру­гого занятия, например, за мытьем посуды.
Несколько часов осознания
Выделите несколько часов, когда вы можете быть одни. Беритесь в это время только за простые дела, такие, как уборка в доме, работа в саду, приготовление пищи, стирка. Работайте медленно (в половину своей обычной скорости или еще мед­леннее), с полным осознанием каждого- шага работы. «Сейчас я чищу морковку,-теперь промываю ее, выключаю воду, сейчас думаю о засухе в Сахаре, теперь нарезаю морковку» и т. д., отмечая при этом каждую постороннюю мысль, пришедшую в голову.
Вы можете не торопясь принять ванну, отправиться на прогулку или совершить медленную трапезу — но все это должно происходить с полным осознанием. И при этом неукос­нительно помечайте каждую мысль, пришедшую в голову. Это — наиболее мощное из всех средств овладения искусством само­наблюдения.
Медитативная направленность на осознанное сосредоточе­ние легла в основу найкан-терапии1 — медитативной формы психотерапии, целью которой является вызывание экзистенци­ального сознания вины и одновременно осознания того, что человек может получить любовь и поддержку других, несмотря на собственное несовершенство. Найкан-терапия разработана в Японии священником и бывшим коммерсантом Ишимом Йошимото.
По прибытии в найкан-центр пациент получает от психоте­рапевта краткую информацию о своем участии в психотерапии II прослушивает короткую магнитофонную запись-инструкцию. Через 30 минут он начинает применять найкан, сидя в углу (или лицом к стене) за ширмой. Пациент может принять любое удобное для себя положение на подушках, однако ему запреще­но лежать (из опасения, что он заснет).
От пациента (найканша) требуется в основном поразмыш­лять о собственном прошлом и сообщить свои мысли психо­терапевту («сенсею»). Первая задача — поразмышлять о том, как он вел себя в младших классах по отношению к матери и что чувствовал при этом. О том, что сделала для него мать (20 процентов времени медитации), какие услуги оказал ей он (20 процентов), какие доставил огорчения и заботы (60 про­центов). Все это делается для того, чтобы вызвать в памяти события того времени и свое поведение тогда. Через час или два появляется психотерапевт, совершает поклон перед шир­мой, открывает ее, кланяется еще раз и спрашивает пациента,
1«Найкан» (япоиск.) — саморефлексия, самонаблюдение.
о чем тот думал. Пациент рассказывает, что получал и что давал взамен, какие доставлял заботы. В заключение он полу­чает задание вспомнить о себе в более старшем возрасте (ко*-гда он учился в старших классах) и о своих отношениях с матерью в тот период. Если не возникает вопросов, разговор завершается поклонами и психотерапевт дает пациенту1 воз­можность размышлять дальше.
В ходе каждого разговора психотерапевт благожелательно выслушивает пациента, называет следующую тему, отвечает на вопросы и, возможно, иногда произносит слова поддержки вроде: «Пожалуйста, поразмышляйте глубоко».
Обычно предметом рефлексии становятся трехлетние вре­менные промежутки (у пациентов старшего возраста — пяти-и десятилетние, вплоть до настоящего времени).
Затем объектом медитаций становится отец — опять же начиная с раннего школьного возраста пациента и до сегод­няшнего дня. Подобным же образом размышляют о сиблин-гах, дядях и тетях, учителях, соучениках, начальниках, колле­гах, супругах, детях и других референтных в жизни найканша лицах. Могут также задаваться специальные темы, такие, как ложь, воровство, нарушения дисциплины, азартные игры и вы­пивка.
Обычно наикан-медитация длится в течение недели каждый день с 5 до 21 часа.
Часто техники медитации бывают связаны с такими поня­тиями, как янтры и мантры.
Уже первобытный человек пытался материализовать свои представления о мире в виде наскальных рисунков. В последу­ющем, созерцая их, он вызывал у себя адекватные эмоциональ­ные переживания. Сначала это были изображения реальных образов (людей, зверей, деревьев), а потом — их символов. В этом отношении верха совершенства достигла египетская символика.
Известно, что изображения разнообразной формы и цвета оказывают различное влияние на психическое состояние чело­века. Так, зигзагообразная линия с острыми углами создает впечатление резкого изменения, накопления и разряда энергии, вызывает у человека чувство напряженности, тревоги. Наобо­рот, S-образная кривая называется линией грации и формирует чувство гармонии, успокоения. Закругленные линии можно назвать легкими, ломаные — твердыми. Фигуры с радиально расходящимися прямыми создают иллюзию излучения, квадрат связывают с представлением завершенности, круг — с косми­ческой бесконечностью и абсолютной гармонией. Разное, пси­хическое воздействие оказывают фигуры симметричные и не-
симметричные, уравновешенные и неуравновешенные. Многие фигуры, известные нам как геометрические, считаются священ­ными почти во всех религиях и являются основными элемен­тами в изображении так называемых чакр в системе лайя-йоги (о них пойдет речь чуть позже).
Кроме того, концентрация внимания на фигуре со сбалан­сированным центром (уравновешенной фигуре) вызывает у человека чувство успокоения, а концентрация на несбаланси­рованной фигуре — чувство дискомфорта, напряжения.
Эффект воздействия формы на психическое состояние че­ловека лежит в основе практики лайя-йоги. Медитация здесь проводится посредством концентрации внимания на реальных или воображаемых графических изображениях — янтрах.
Медитация на янтрах
Примите медитативную позу, расслабьтесь. Мысленно пред­ставьте круг, треугольник, прямоугольник, звезду и другие простые геометрические фигуры, сноп лучей. Попытайтесь за­фиксировать те специфические эмоциональные состояния, ко­торые они у вас вызывают. В дальнейшем по мере трениров­ки попытайтесь зафиксировать внимание только на одной из фигур.
Влияние звуков и речи на психическое состояние человека бесспорно. Считается, что основное назначение речи состоит в передаче информации. Однако эмоциональное-и суггестивное воздействие человеческой речи определяется не только содер­жанием информации, но и выразительностью, громкостью, музыкальностью произнесенных слов.
Как мы уже отмечали, слова, смысл которых конкретен (блеск, свет, ночь, тепло, сладко и т. д.), обладают большей суггестивной силой, чем слова с абстрактным смыслом (следо­вательно, в результате, потому что и т. п.). Чем выше степень абстракции при описании образа, тем меньше его психоло­гическое воздействие. Если мы хотим сформировать образ ка­кого-то человека, то нужно говорить не о человеке вообще, а о конкретных качествах конкретного человека.
Медитация «Лотос с тысячью лепестков»
На Востоке цветок лотоса символизирует всеобщую связь явлений и предметов во Вселенной. Работа с этим образом позволит преодолеть эти ограничения.
671
Расслабьтесь, войдите в медитативное состояние. Выберите слово, образ или идею, которые будут служить центром лото­са. Сначала лучше использовать слова, имеющие положитель­ное значение: «счастье», «покой», «любовь», «друг», «свобода» и т. п., что послужит формированию благоприятного состо­яния.
Повторите про себя выбранное слово. При этом у вас неиз­бежно возникнет определенная ассоциация. Представьте воз­никшие в силу ассоциации слово, идею или образ как один из лепестков, прикрепленных к центральному слову. Примерно семь секунд посмотрите на связь, существующую между ними... Не следует слишком напрягаться, стараясь понять смысл этой связи... Она может стать моментально ясной... а может остаться и непонятной...
В любом случае вернитесь к центральному слову и ждите следующей ассоциации.
Согласно психолингвистике на эмоциональное состояние человека оказывает влияние не только смысл и интонация речи, но и определенное звукосочетание слов. Такие слова, как моно­тонный, флаг, дрожжи, Владивосток, звучат мягко, а слова роса, роза, пробуждаю, трава, рассвет звучат твердо, стимулируют к действию. Приказы обычно состоят из твердых слов. Интерес­но, что звук «р» присутствует в слове «красный» почти во всех европейских языках.
Общеизвестно, что все звуки речи делятся на гласные и согласные. Согласные подраделяются на твердые и мягкие. Гласные получаются при озвученном выдохе и характеризуют­ся высотой основного тона и сопровождающих его оберто­нов. Последние принято называть формантными тонами. Са­мый высокий формантный тон у звука «и», самый низкий — у звука «у».
Поэтому при воздействии словом важно не только его смы­словое содержание, но и звуковая структура. Так, например, присутствие в слове звука «и» создает впечатление чего-то маленького, узкого, незначительного. Это легко подтвердить простым экспериментом. Предложите испытуемому назвать во­ображаемыми словами («ла», «лау», «ли») три одинаковые по форме, но различные по величине фигуры. Обычно для самой маленькой фигуры выбирается название «ли», а для самой большой — «лау». Звук «и» создает ощущение напряженности, холодности, звук «о» — расслабленности, мягкости, теплоты. Наличие звуков «а», «е», «и» вызывает ощущение чего-то белого, светлого, желтого, красного, яркого; звуки «ы», «о», «у» ассо­циируются с мрачным, темным. Доминирование звуковой сим-
672
волики над содержанием понятия хорошо демонстрируется в детском творчестве (считалки, скороговорки). Эти звуковые ряды более устойчивы, чем смысловые1.
В связи с этим считаем нужным вспомнить концепцию В. В. Налимова (19S9) о континуальных потоках сознания (кон­тинуальном смысловом содержании речи). Исходя из нее, мож­но говорить, что во время медитации происходит разрыв со­держательных связей в структуре мышления (так же, как в просоночном состоянии). Первоначально в сознании всплыва­ют не связанные друг с другом эпизоды. Внутри каждого эпизода существует логическая связь. При глубокой медитации появляются отдельные, не связанные друг с другом фразы, а потом они распадаются. При еще более глубокой степени медитации происходит распад слов, причем в сознании остают­ся лишь краткие, ритмизированные звукосочетания. Вероятно, поэтому некоторые авторы называют людей, практикующих медитацию, «психонавтами».
Сознательное воздействие на человека с помощью слов или словосочетаний практиковалось еще в глубокой древности. Многократное повторение определенных, чаще всего бессмыс­ленных слов широко распространено в практике народной медицины, культовых обрядов, присуще стрессовым ситуациям. В таком воздействии бессмысленного ряда слов на психику человека нет ничего абсурдного, так как в этом случае воздей­ствует не смысловая нагрузка, не информация, а звукосоче­тание.
Речь освобождается от понятийного содержания при выра­женных аффектах (крик, рев). Наоборот, в восклицаниях (ах! ох! их!) содержится сильный эмоциональный компонент. Вос­клицания как бы символизируют сами эмоции. Они не несут никакой понятийной нагрузки, кроме представления о каком-то эмоциональном состоянии.
У каждого человека с определенным восклицанием обычно связаны конкретные эмоции. Если вы произнесете такое вос­клицание несколько раз подряд, то можете вызвать соответст­вующее эмоциональное состояние. Интересно, что аналогич­ные воздействия наблюдаются и при произнесении любого слова. В этом специфическом влиянии звукосочетаний на пси­хику человека и заложена тайна воздействия мантр.
1 Подобную мотивированность акустико-артикуляционных признаков язы­кового знака свойствами предмета или значения убедительно демонстрируют работы А, П. Журавлева (1974), Р. Якобсона (1983, 1985), С. В. Воронина (1982), И. И. Валуйцевой (1990), Вяч. Вс. Иванова (1976, 1977), Н. А. Кожевниковой (1983), А. В. Пузырсва (1995), Г. Н. Ивановой-Лукьяновой (1966), М- В. Панова (1966, 1979), О. А. Шулеповой (1991) и др.
Медитация с мантрой
По определению мантра — это духовно заряженное слово или фраза на санскрите1, такие, например, как Ом (АУМ)2 или Ом Мани Падме Хум, которые произносятся вновь и вновь в ритме дыхания. (Одно повторение на выдохе, другое — про себя — на вдохе.) По преданию, мантры были получе­ны из космоса мудрецами сотни и сотни лет назад; полагают, что они вызывают вибрации, пронизывающие и очищающие ум и тело. Разумеется, не только санскритские слова могут использоваться в качестве мантр, но и слова других языков, особенно имена божеств (например: Харе Рама или Иегова Элогим).
Вы можете либо нараспев произносить фразу вслух, либо повторять ее неслышно, про себя. Сохраняйте ритм своей мантры и, как и в других медитативных техниках, отмечайте любые посторонние мысли и образы. Мягко освобождайтесь от них и возвращайтесь к своему заданию.
Повторение мантры — это полезная медитативная практика для начинающих, и особенно для людей, которые склонны к бесконечному прокручиванию в голове каких-то мыслей. Она помогает прояснить ум и занять позицию Свидетеля и Объек­тивного Наблюдателя. Как и в результате уже обсуждавшихся нами ранее медитативных практик, возникают расслабление и другие полезные физиологические эффекты — уменьшается реакция на стресс, снижаются частота пульса и артериальное давление, более редким становится дыхание, уменьшаются го­ловные боли и боли в спине. Однако на некотором этапе мантра может

скачать dle 12.0
Страницы:
1 ... 120 121 122 123 124 125 126 127 128 ... 136
+ -10 -

Психотерапия в особых состояниях сознания. Ахмедов Т.И.


Мне и думаю всем будет интересно Ваше мнение. Напишите пожалуйста комментарий после прочтения! Это очень ВАЖНО для развития сайта!

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
  • Яндекс.Метрика