Психотерапия в особых состояниях сознания. Ахмедов Т.И.

вчера? Кто такой Я, который два часа назад был сердит, а теперь нежен? Кто такой Я, который наблюдает за этим меняющимся настроением? Кто такой Я, который видит сны, когда засыпает тело? Кто такой Я, кото­рый говорит: «У меня есть тело, но я — это не мое тело»? Кто такой Я, который говорит: «Я не знаю!»?
Медитация на собственном теле
Займите медитативную позу. Сконцентрируйте внимание на своем теле: «Я лежу спокойно... мое тело расслаблено... MOHi| руки и ноги расслаблены... я чувствую пальцы ног... они рас­слаблены полностью... чувствую свои голени... мои голени расслаблены полностью... чувствую свои бедра... мои бедра расслаблены... все мое тело расслаблено... моя грудная клетка расслаблена... мое тело расслаблено... чувствую свой живот... он расслаблен... чувствую свою шею... она расслаблена... чувствую свое лицо... каждая мышца лица расслаблена... я все больше и больше расслабляюсь...»
Произносятся фразы медленно, с одновременной активной концентрацией на частях тела. Со временем, в процессе трени­ровок, глубина мышечного расслабления увеличивается.
На определенном этапе медитирующий как бы превращается в постороннего наблюдателя собственной мыслительной дея­тельности. В сознании появляются самые различные реалвные
680
или фантастические картины. Необходимо отстраниться от эмоциональных переживаний этих картин и следить за ними как бы со стороны, как зритель, смотрящий фильм.
При углублении медитации картины начинают все быстрее сменять друг друга. Происходит распад мыслительного процес­са. При настойчивой тренировке можно добиться глубокого транса.
Медитация на позе
Все внимание направьте на правую руку. Сконцентрируйтесь на ощущениях, которые испытываете в руке. Переместите руку и снова сконцентрируйтесь на изменившихся ощущениях. Те­перь сосредоточьте внимание на позе тела. Ощутите его про­странственную конфигурацию. Представьте, что вы совершаете различные действия — плаваете, ныряете, танцуете, прыгаете, выполняете гимнастические упражнения, наносите удары, за­щищаетесь. Эта медитативная техника являлась основой подго­товки в древних восточных боевых искусствах и используется сейчас в дзюдо, каратэ, кунг-фу, айкидо и др.
В оккультных науках многих народов считается, что у чело­века существует эфирный двойник, в котором находятся пси­хические центры. Индийские йоги полагают, что они имеют форму лотоса, и называют их чакрами (в переводе с санскрита — энергетическое колесо, силовой круговорот). Эфирный двой­ник через вращающиеся чакры постоянно впитывает из Кос­моса энергию и посылает эти силы к железам физического тела. Таким образом, чакры являются основными точками кон­такта между эфирным и физическим телами, а точнее, провод­никами, через которые мы питаемся энергетическими силами Вселенной.
Семь чакр распределяют в позвоночнике жизненную энер­гию через железы внутренней секреции, а также управляют кровообращением человека. Они располагаются снизу вверх.
Муладхара (корневая) чакра соответствует элементу земли; анатомически — предстательная железа у мужчин, матка у женщин; символический цвет — красный; отвечает за качество физического тела, волю к жизни, безопасность.
Свадхистаиа (сексуальная) чакра соответствует элементу во­ды; анатомически — поясничное сплетение; символический цвет — оранжевый; отвечает за любовь, творческий потенциал, страсти.
Манипура чакра соответствует элементу воздуха; анатомиче­ски — солнечное сплетение; символический цвет — желтый, отвечает за силу и власть.
681
Анахата (сердечная) чакра соответствует элементу огня; ана­томически — сердечно-аортное сплетение; символический цвет — зеленый; отвечает за духовную любовь и отношения с людьми.
Вишудха (горловая) чакра соответствует «Акаше»; анатоми­чески — щитовидная железа; символический цвет — голубой; отвечает за выражение себя, карьеру, воплощение идей, уровень самоактуализации.
Аджна (межбровная) чакра, «третий глаз», соответствует духовной воле, ясновидению; анатомически — слизистая желе­за; символический цвет — синий; отвечает за восприятие идей, связь с миром, ясновидение.
Сахасрара (венечная) чакра, «корона», соответствует макуш­ке головы; анатомически — шишковидная железа; символиче­ский цвет — фиолетовый; отвечает за связь с бесконечным, Космосом, Богом, Абсолютом.
Медитация на чакрах
Данная техника является эффективным средством воздейст­вия на вегетативную нервную систему.
В своей книге «Лайя-йога» Госвами описывает технику сти­мулирования вегетативной нервной системы. Она состоит из следующих этапов.
1.Концентрация на чакре муладхара. Нужно сконцентриро­вать воображение на спирали кундалини (символ потенциаль­ной нервной энергии), которая излучает красный цвет.
2.Концентрация на чакре совершается одновременно с мысленным произнесением мантры «хапг». Воображение фоку­сируется на спирали кундалини, которая начинает постепенна нагреваться и излучать тепло. Одновременно она медленно раскручивается и поднимается вверх по позвоночнику. После­довательно она проходит через все чакры и достигает теменной области — чакры сахасрара.
3. Воображение направляется на сегмент спирали, находящей­ся между чакрами муладхара и анахата. Медитирующий пред­ставляет, что эта часть спирали излучает огненно-красный све
4. Далее воображение концентрируется на сегменте спирал* между чакрами аджна и вишудха; спираль излучает бело-крас­ный свет.
5.Наконец, воображение концентрируется на окончаш спирали в чакре сахасрара. Спираль раскалена добела, здес! сосредоточена огромная энергия, которую медитирующий мо­жет контролировать.
Для медитации в йоге часто используется шавасана (по: трупа). Это неудивительно, так как считается, что расслабление
682
в этой позе приблизительно в пять раз глубже, чем в аутогенной тренировке (С. А. Гуревич, 1985). При шавасане человек с за­крытыми глазами лежит на спине: ноги раздвинуты прибли­зительно на 30 градусов, руки отведены от туловища на 15 гра­дусов. Предплечья повернуты, пальцы полусогнуты. Дыхание медленное, ритмическое, диафрагм ал ьное, с короткой паузой после каждого вдоха и более продолжительной — в конце выдоха. Внимание концентрируется обычно на ощущениях в ноздрях. Мышечная релаксация достигается путем последова­тельного расслабления мышц до ощущения тяжести.
Медитация на шавасане имеет много модификаций. Мы приведем лишь одну из наиболее эффективных форм — энер­гетическую.
Энергетическая медитация на шавасане
Она происходит в три этапа: расслабление с помощью само­внушения, мыслительная работа с активными областями орга­низма, расслабление с использованием «образа энергии».
В первой части медитации медленно и монотонно прогова­ривают формулы самовнушения, позволяющие добиться мы­шечного расслабления. Формулы рекомендуется формировать в триаде — в виде законченных блоков из трех предложений, первое из которых предназначено для переключения внимания, второе представляет собой динамическое самовнушение, третье вызывает статическое состояние. Для концентрации внимания можно использовать образ потока внимания — «луча света», «освещающего» ту область тела, с которой ведется работа. Так, например, проговаривая «Мое внимание на лице», человек может представлять, будто луч фонарика освещает его лицо.
Отметим, что, в отличие от классической аутогенной трени­ровки, расслабление проводится снизу вверх, от ног к голове. Медитация начинается и завершается формулой успокоения: «Я (мысленно представляется все тело) успокаиваюсь. Я спо-коен(-йна)». Затем следуют формулы релаксации, охватываю­щие по мере усвоения все большие группы мышц. Каждую формулу мысленно произносят лежа в шавасане, полностью сосредоточившись на нужном участке тела, повторяют три-че­тыре раза с четырехсекундным промежутком. По мере усвоения упражнения из триады самовнушения удаляется динамиче­ская часть («такая-то часть тела расслабляется»), и формула звучит так: «Мое внимание на... Такая-то часть расслаблена». Полное выполнение первого этапа шавасаны обычно занимает 30—40 минут.

Согласно концепциям восточной медицины в человеческое теле существуют области, которые являются «выключателями»: если на них сконцентрировать внимание, то расслабляютс* определенные группы поперечно-полосатой и гладкой муску­латуры. Поэтому на втором этапе не нужно произносить фразы самовнушения; достаточно лишь направить на активную об­ласть внимание и потом представить, что эта зона становится мягче, «тает», «растворяется». Выделяют 16 основных зон и одну дополнительную: пальцы ног, лодыжки, колени, область поло­вых органов, область ануса, кисти рук, область пупка, локти (дополнительная), область желудка, область сердца, плечи, гор­ло, губы, кончик носа, точка между бровей, середина большого родничка головы, макушка черепа. На расслабление каждой активной зоны по мере усвоения упражнения должно уходить все меньше времени (в среднем 15—20 секунд).
После усвоения этого этапа переходят к третьей ступени — находясь в шавасане, человек мысленно представляет, что энер­гия медленно поднимается от ног к голове и через точку между бровей («третий глаз») «выливается» наружу. Образ энергии рисуется по-разному: в виде тепла или холода, «мурашек» и т. п. Иногда в процессе упражнения возникает мелкое подергивание мышц, что считается явлением положительным: «энергия про­мывает тело». Длительность этого этапа расслабления в шава­сане — около трех-четырех минут.
Выход из медитации на шавасане плавный: подтягивают носок правой ноги, далее — оба носка, пятки при этом выдви­гают вперед. В дальнейшем руки сжимают в замок и, медленно поднимая вверх, выворачивают. Все тело тянется вслед за руками, и человек садится.
Заметим, что медитация на шавасане дает значительный эф­фект при многих психосоматических заболеваниях и неврозах (особенно осложненных гипертоническим синдромом и диссом-нией — расстройством сна), быстро снимает психическое напря­жение, тревожность, усталость, компенсирует недостаток сна Она не имеет противопоказаний, но ею не рекомендуется зани­маться более 45 минут из-за возникающей гипотонии.
Мандала
. Это динамический вид медитации. Может выполняться в группе или индивидуально. Начинается с психофизических движений, а затем через особое состояние сознания приводит в состояние покоя и концентрации. Для удошгетворительного усвоения требуется два-три месяца систематических занятий. Упражнения делают по утрам, в течение 15 минут, с чувством
ЛА'4
отрешенности и наслаждения. Алгоритм выглядит следующим образом.
1.Бег на месте,высоко поднимая колени(можно под музыку) и ударяя пятками по ягодицам. Глаза закрыты, дыхание ритмичное, ровное. Мысленная концентрация на ощущении пробуждения и иррадиации внутренней энергии.
2.Резко выдыхая,успокоить дыхание и пульс,открыть расслабленный, слегка обвисший рот, сесть в удобную позу с прямым позвоночником. Начать легкие, почти непроизвольные покачивания, продолжая концентрацию на движении внутрен­ней энергии по всему телу к пупку.
3.Лечь на спину, открыть глаза и выполнять быстрое вра­щение глазами по часовой стрелке. Вызвать ощущение легкости и невесомости во всем теле, получить эффект «отсутствия тела» и движения энергии в область переносицы.
4.Закрыть глаза и раствориться в медитации, сосредоточив внимание в области переносицы.
Тибетская техника надабрама
Эту технику можно выполнять в любое время дня, хотя лучше рано утром.
1.Сесть в удобную позу или на край стула с выпрямленным позвоночником. Успокоиться, расслабиться, закрыть глаза, вы­звать чувство легкости и невесомости во всем теле. Сжатыми губами начать громко гудеть (звук «хум») в течение 20—40 минут, до возникновения вибрации во всем теле. Возможны спонтанные плавные движения любой частью тела, которое ощущается как наполненный гудением пустой сосуд. Наконец появляется четкое ощущение самостоятельного внутреннего гула. Концентрируясь на этом ощущении, переходите ко второй части.
2. Добиться эффекта «всплытия рук», затем в течение 7—8 ми­нут плавно выполнять обеими руками, ладонями вверх, круговые движения от туловища наружу, концентрируясь на ощущении исхода из тела энергии. После этого двигать руками в обратном направлении — к туловищу, ладонями вниз, концентрируясь па ощущении прилива энергии во все поры тела, еще 7—8 минут.
3.Прекратить движения. Сесть удобно или лечь и погрузиться в особое состояние сознания, растворив сознание в медитации.
Техника Гермеса
Такую технику рекомендуется проводить в вечернее время, перед сном. При выполнении ее утром необходим последующий 15-минутный отдых, чтобы снять возможное остаточное оцепенение и ощущение легкого тумана в голове. Цель — энергети­ческая зарядка благодаря слиянию с космической энергией.
Объект концентрации — представление своего тела в каче­стве посредника, через который в биосферу планеты проника­ет космическая энергия. Общая длительность упражнения от 15 минут до часа. Упражнение выполняют в следующей после­довательности.
1. Стать лицом к востоку, расслабиться, успокоиться. Закрыв глаза, вызвать во всем теле ощущение легкости и невесомости.
2.Поднять голову к небу, поднять на эффекте всплытия обе руки ладонями к небу. Вызвать ощущение слияния и отождест­вления с Космосом.
3.Усилить ощущение тока космической энергии по рукам вниз (при этом возможна легкая дрожь).
4.Усилить ощущение иррадирующей по всему телу энергии и вибрации. Отключить сознание, раствориться в этом процес­се, испытывая огромное наслаждение и радость.
5. Почувствовав себя совершенно наполненным и обновлен­ным, открыть глаза и наклониться вниз к проводящей чистой части земли, коснуться ее 5—10 раз лбом.
6.Повторить весь комплекс сначала несколько раз, в зависи­мости от рекомендации психотерапевта. В древности эта техника выполнялась в виде молитвы.
Даосская техника
Вначале проводится подготовка. Выбирают полутемное, естественным освещением, полностью изолированное от все) посторонних раздражителей место на свежем воздухе, на при­роде, в тихом месте.
Подушка для упражнения должна быть мягкой и толсто! удобной для сидения. Одежда свободная, без пояса,скачать dle 12.0
Страницы:
1 ... 122 123 124 125 126 127 128 129 130 ... 136
+ -10 -

Психотерапия в особых состояниях сознания. Ахмедов Т.И.


Мне и думаю всем будет интересно Ваше мнение. Напишите пожалуйста комментарий после прочтения! Это очень ВАЖНО для развития сайта!

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
  • Яндекс.Метрика