Психотерапия в особых состояниях сознания. Ахмедов Т.И.
стать препятствием к дальнейшему продвижению в медитации, поскольку у вас может возникнуть зависимость от нее (привязанность, как сказал бы буддист). Если такое произойдет, то вам, возможно, стоит поблагодарить мантру за помощь,
1Название санскрита — sam-skita — обозначает «составленный», «сложенный» язык, доведенный до формального совершенства. По мнению многих исследователей, основной его целью являлась идеальная запись сакральных текстов.Нужно признать,что эта задача была решена древнеиндийскими грамматистами довольно удачно. Так, еще В. Гумбольдт в статье «Характер языка и характер народа» признавал: *Что касается греческого и латинского, то они обязаны своим первоначальным устройством удачному выражению каждой мысли в древнеиндийском». С другой стороны, американский ученый Рик Бригтс назвал санскрит языком, идеально пригодным для изучения проблем искусственного интеллекта: не утратив своей выразительности, санскрит в результате специальной обработки обрел ясность и четкость математического характера, словом, все то, что требуется для компьютера.
2Великий слог Ом — маха-биджа-мантра. Слово «маха» означает «великий», «бнджа» — «семя, источник, причина». «Маха-бнджа» — слог Ом яапяется источником всех мантр, самой главной мантрой.
674
которую она вам оказала, после чего отойти и продолжить свой путь, избрав другой метод медитации.
В этом отношении хороший пример представляет широко распространенная в США в 60—70-х годах методика медитации, завезенная в США индийским йогом Махариши Махеш Йоги и получившая название трансцендентальной медитации.
Трансцендентальная медитация — это модифицированная мантра-медитация, приспособленная к западной культуре. Теоретической основой ее является учение адвайта веданты Шан-карачарьи, в свое время возродившее индуизм в Индии в условиях господствовавшего тогда буддизма. Цель исповедующего такой путь — объединение ума ищущего с бесконечным сознанием. Начальным этапом этого считается освобождение от двойственности сознания, которая считается главной причиной страданий человека.
Технику трансцендентальной медитации составляют приемы концентрации внимания (практика дхианы). Ее первичный курс обучения не требует овладения специальными позами, особой аскетической подготовки и проводится сидя на стуле или лежа. После вступительных лекций желающие заниматься трансцендентальной медитацией приходят для «посвя-щения», принося с собой определенный набор предметов1. 8 последующем трансцендентальная медитация проводится регулярно два раза в день по 20 минут. Человек (ученик) медитирует, непрерывно повторяя мантру (обычно санскритское слово или отдельные слоги слова), давая уму полную свободу. Самое важное для него — не касаться интеллектуальной области вообще, не думать; кроме того, рекомендуется избегать больших усилий в концентрации внимания: при отвлечении от мантры ему советуют мягко возвратить свой ум к мантре, то есть пассивная концентрация считается предпочтительнее активной (Роббинс, Фишер, 1972). В связи с этим ощущения и переживания учеников на первых порах контролируются учителем.
Концентрация на мантре (объекте внимания), выход за пределы объекта концентрации, достижение более тонких состояний мысли, пока она не достигнет своего источника, — вот основные этапы, которые проходит занимающийся трансцендентальной медитацией. При последовательной тренировке ученик довольно быстро выходит на особый уровень сознания — состояние трансцендентальной медитации, которое описывается как «состояние полного удовлетворения, блажен-
1 Фактически «посвящение» является традиционной индуистской церемонией поклонения богам, включая и обожествление через приношения гуру. Таким образом ученик входит в индуистскую религиозную обрядность.
ства, абсолютного осознания сущего». В последующем перед ним ставится цель — использовать трансцендентальную медитацию как средство управления чувствами и умом при сохранении активного образа жизни. Достигается это путем чередования периодов нормальной деятельности с периодами медитации.
Поскольку эффекты медитации у не овладевшего высшими ступенями стираются в повседневной жизни, ему следует заниматься регулярно. При этом достижение более высоких ступеней трансцендентальной медитации (состояния космического сознания, божественного сознания, состояния «единства») возможно лишь после нескольких лет упражнений и требует использования более сложных приемов, однако в обычных публикациях по трансцендентальной медитации об этих приемах даются только отрывочные сведения.
В западной психотерапии трансцендентальная медитация использовалась как один из методов психической саморегуляции для снятия тревоги и напряжения, для достижения большей личностной гармонии. Действительно, многочисленные объективные исследования выявили ее положительное влияние на нормализации обмена веществ, снижение частоты дыхания, сердечного ритма и артериального давления; помимо этого, в отличие от ряда других методов медитации, трансцендентальная медитация сопровождается релаксацией с преобладанием когнитивных, а не соматических эффектов и тем самым показана как весьма ценный метод лечения при симптомах когнитивной тревоги (например, в случае навязчивых беспокойных мыслей, затрудняющих засыпание). Но после почти -десятилетнего бума интерес к ней стал резко снижаться, а в 1978 году Федеральный суд США вынес решение, согласно которому она объявлялась религиозным течением и поэтому не должна была преподаваться в общественных учебных заведениях. В значительной степени это было связано с тем, что общественностью был осознан далеко не безразличный характер отношения трансцендентальной медитации к идеологическим манипуляциям.
Существует также множество широко разрекламированных медитативных групп, готовых прислать вам, как утверждается, предназначенную лично для вас уникальную мантру. Однако на самом деле это не обязательно, чтобы мантра была индивидуальной, притом она довольно дорого стоит. Известные, всеми признанные учителя дают мантры бесплатно. Не кажется убедительным и предположение, что тайная мантра, используемая вами одним, может оказаться более действенной, нежели хорошо известная древняя мантра, которая уже послужила миллионам людей.
676
Кроме того, мантры можно придумывать самому1. Предположим, вы на берегу моря, под вашими ногами теплый желтый песок, ласково греет утреннее солнце, вы чувствуете себя спокойным, уверенным в своих силах. Расслабьте тело, сконцентрируйте внимание на своих ощущениях и придумайте словосочетание, соответствующее вашему душевному состоянию в данный момент. Это ваша мантра. Концентрируясь на ней в процессе медитаций и повторяя ее многократно, вы можете вызвать у себя то душевное состояние, которое испытали и прочувствовали на берегу моря. Подобным образом вы можете создать мантры, соответствующие различным эмоциональным состояниям.
Непрерывная концентрация на мантре является исключительно трудным процессом. Поэтому для мантра-медитации целесообразно использовать звукосочетания, не имеющие понятийного смысла, но способные создавать определенный психический фон. В древней практике лайя-йоги используются звуки санскритского языка, смягченного группами звуков «нг», «анг», «инг», например:
1)анг, банг, ванг, данг, джанг, дзанг, танг, занг, канг, ланг, манг, нанг;
2)енг, бенг, венг, генг, дженг, дзенг, тенг,- зенг, кенг, ленг, менг, ненг, пенг, ренг, сенг, тенг, фенг, хенг, ценг, ченг, шенг;
3) инг, бинг, винг, гинг, динг, джинг, дзинг, тинг, зинг, кинг, линг, минг, нинг, тинг, ринг, синг, тинг, финг, хинг, цинг.
Каждую мантру нужно тренировать отдельно в течение продолжительного времени. Достаточно выбрать две-три мантры, создающие у медитирующего соответствующее психологическое состояние. Мантра способствует заполнению сознания нейтральным содержанием, освобождающим его от следов предшествующей психической деятельности, и вхождению в транс.
Хорошо соединяет медитацию с мантрой и медитацию с яптрой медитация на музыке. Ведь музыку можно слушать по-разному: внимательно, краем уха, сидя, лежа и т. д. Однако при желании это можно превратить в хорошее медитативное упражнение, если следовать рекомендациям йоги. Такое восприятие музыки отличается от общепринятого и особенно — от традиционного европейского. Оно основывается на простой
1 Здесь важно отмстить, что русский язык и ведийские языки являются генетически родственными языками, что отмечается многими лингвистами. Так, Т. Я. Елизаренко пишет: «По глубокому убеждению переводчика, при переводе с ведийского на другие языки русский язык обладает рядом несомненных преимуществ перед западноевропейскими языками. Эти преимущества определяются как большей степенью соответствия между ведийским и русским в силу лучшей сохранности в нем архаизмов, так и большей близостью Русской(славянской)мпфо-поэтической традиции и шшо-нракской» (1989).
Й77
истине, что все познается в сравнении. Для того, чтобы лучше понять это искусство, необходимо сравнить его с другими областями творчества или науки. Основой для медитаций на музыке служит сравнение с цветовыми и геометрическими
аналогами.
Медитация на музыке
Медитируют сидя, хотя можно это делать и лежа. Закройте глаза и максимально расслабьтесь. При первых же звуках мелодии «переводите» все, что слышите, в яркие того или иного цвета вспышки, круги и т. д. (первая ступень). Эта простая вещь уже после нескольких раз начнет развивать ассоциативное мышление, логические способности интеллекта. При хорошем подборе мелодии возникает чувство красоты и гармонии, ощущение сопричастности Вселенной. Именно эта медитация позволяет выработать интуитивное постижение «золотой пропорции» — одной из формул красоты, известных человечеству с древности1. В терапевтических целях данная медитация способствует устранению чувства неуверенности в себе и страхов.
Можно заранее настраиваться на различные геометрические образы (вторая ступень). Во время звучания мелодии попробуйте с закрытыми глазами построить на внутреннем «экране» объемную геометрическую картинку («даршану»), которая, по вашему мнению, соответствует прослушиваемому музыкальному произведению. Не следует опасаться, что ваша «даршана» будет носить субъективный характер: восприятие любого искус-
1 «Из многих пропорций, которыми издавна пользовался человек при создании гармонических произведений, существует одна, единственная и неповторимая, обладающая уникальными свойствами. Она отвечает такому делению целого на две части, при котором отношение большей части к меньшей равно отношению целого к большей части. Эту пропорцию называли по-разному — «золотой», «божественной», «золотым сечением», «золотым числом». Золотая пропорция является величиной иррациональной, то есть несоизмеримой, ее нельзя представить в виде отношения двух целых чисел, она отвечает простому математическому выражению
(1 + V5") : 2 = 1,6180339...
Характерно, что золотая пропорция отвечает делению целого па две неравные части, следовательно, она отвечает асимметрии. Почему же она так привлекательна, часто более привлекательна, чем симметричные пропорции? Очевидно, эта пропорция обладает каким-то особым свойством. Целое можно поделить на бесконечное множество неравных частей, но только одно из таких сечений отвечает золотой пропорции» (Н- А. Васютинский, 1990).
Золотая пропорция обнаружена во всех областях художественного творчества (см., например, исследования Сабанеева, Шевелева, Мартынова). Кроме того, если за центр тела человека взять пупок, то у мужчин соотношение нижней части тела к верхней будет равно в среднем 1,7 (1,618), а у женщин — 1,3-
ства всегда содержит большую долю субъективизма. В процессе медитации вы можете увидеть кольцо, венок, вращающийся треугольник в окружности и т. п. Поскольку любая мелодия динамична, в построенном вами рисунке обязательно должны быть элементы динамики, например, смена одной фигуры другой, вращение одной или нескольких фигур вокруг своей оси и т. п. В связи с этим эффективность медитации во многом связана с богатством геометрических образов, с которыми вы можете сравнить прослушиваемую музыку. Кроме квадрата, окружности, многоугольников и других простейших структур, мы рекомендуем вам обратить внимание на тор, катеноид, простой и косой геликоид, конус вращения, гиперболический и эллиптический параболоид, астроид и другие более сложные фигуры. Из линий, употребляемых в качестве элементов «дар-шаны», можно также рекомендовать винтовую и логарифмическую спираль, циклоиду, спираль Архимеда, кардиоиды, улитку Паскаля, овалы Кассини, конхоиды и другие.
Если получаемая «даршана* фиксируется достаточно четко, то имеет смысл запомнить ее и через некоторое время еще раз прослушать ту же музыку, сопоставив затем новый и зафиксированный ранее образы. Время фиксации получаемого в сознании образа-эквивалента будет увеличиваться постепенно, поэтому на первых порах для медитации следует избирать одну-две мелодии и работать только с ними. К другим музыкальным произведениям следует переходить только после того, как первая мелодия хорошо освоена.
Освоив вторую ступень, попробуйте совместить ее с первой в одно целое.
На третьей ступени, после сосредоточения, постарайтесь выявить:
сходные по звучанию части, их границы, временные пропорции по сравнению со всей длительностью произведения;
вариации какой-то одной (основной) мелодии, которые, возможно, встроены в дальнейшее звучание произведения;
конкретный способ образования вариаций: перестановка некоторых нот, изменение длительности звучания, замена нот и т. д.;
сдвиги, повороты, отражения, инверсии: длительность их звучания, интервалы;
количество тактов всей мелодии, сходных частей, вариаций и др.;
самые высокие по тембру части и самые низкие, их взаимное расположение;
такие части, на которых данное произведение могло бы окончиться без ущерба для целостности звучания или смысла (то есть представьте себя в качестве автора попурри);
679
возможность превращения данной музыки в нано (путем ведения дополнительных имитационных голосов с отставанием или опережением).
Медитация «Кто я?»
Вначале выполните упражнение по разотождествлению. Затем начните спрашивать себя: «Кто я?» Не спешите с ответом, хорошо подумайте. Когда найдете несколько ответов, спросите: «Кто он такой — тот, кто отвечает?»
Понаблюдайте за своим разумом, размышляющим над этим вопросом. Затем спросите: «Кто он, этот думающий?» Каждый ответ должен порождать новый вопрос. Если ответ гласит: «Я психотерапевт», то заметьте: «Психотерапевт — это профессия. Кто такой этот Я, который лечит души людей?» Если ответ, скажем, таков: «Человек, любящий людей», тогда ответьте: «Это признак, свойство. Кто он, этот человек, питающий чувство любви к людям?», и т. д. и т. п. Кто такой Я, который счастлив сегодня, но был печален
1Название санскрита — sam-skita — обозначает «составленный», «сложенный» язык, доведенный до формального совершенства. По мнению многих исследователей, основной его целью являлась идеальная запись сакральных текстов.Нужно признать,что эта задача была решена древнеиндийскими грамматистами довольно удачно. Так, еще В. Гумбольдт в статье «Характер языка и характер народа» признавал: *Что касается греческого и латинского, то они обязаны своим первоначальным устройством удачному выражению каждой мысли в древнеиндийском». С другой стороны, американский ученый Рик Бригтс назвал санскрит языком, идеально пригодным для изучения проблем искусственного интеллекта: не утратив своей выразительности, санскрит в результате специальной обработки обрел ясность и четкость математического характера, словом, все то, что требуется для компьютера.
2Великий слог Ом — маха-биджа-мантра. Слово «маха» означает «великий», «бнджа» — «семя, источник, причина». «Маха-бнджа» — слог Ом яапяется источником всех мантр, самой главной мантрой.
674
которую она вам оказала, после чего отойти и продолжить свой путь, избрав другой метод медитации.
В этом отношении хороший пример представляет широко распространенная в США в 60—70-х годах методика медитации, завезенная в США индийским йогом Махариши Махеш Йоги и получившая название трансцендентальной медитации.
Трансцендентальная медитация — это модифицированная мантра-медитация, приспособленная к западной культуре. Теоретической основой ее является учение адвайта веданты Шан-карачарьи, в свое время возродившее индуизм в Индии в условиях господствовавшего тогда буддизма. Цель исповедующего такой путь — объединение ума ищущего с бесконечным сознанием. Начальным этапом этого считается освобождение от двойственности сознания, которая считается главной причиной страданий человека.
Технику трансцендентальной медитации составляют приемы концентрации внимания (практика дхианы). Ее первичный курс обучения не требует овладения специальными позами, особой аскетической подготовки и проводится сидя на стуле или лежа. После вступительных лекций желающие заниматься трансцендентальной медитацией приходят для «посвя-щения», принося с собой определенный набор предметов1. 8 последующем трансцендентальная медитация проводится регулярно два раза в день по 20 минут. Человек (ученик) медитирует, непрерывно повторяя мантру (обычно санскритское слово или отдельные слоги слова), давая уму полную свободу. Самое важное для него — не касаться интеллектуальной области вообще, не думать; кроме того, рекомендуется избегать больших усилий в концентрации внимания: при отвлечении от мантры ему советуют мягко возвратить свой ум к мантре, то есть пассивная концентрация считается предпочтительнее активной (Роббинс, Фишер, 1972). В связи с этим ощущения и переживания учеников на первых порах контролируются учителем.
Концентрация на мантре (объекте внимания), выход за пределы объекта концентрации, достижение более тонких состояний мысли, пока она не достигнет своего источника, — вот основные этапы, которые проходит занимающийся трансцендентальной медитацией. При последовательной тренировке ученик довольно быстро выходит на особый уровень сознания — состояние трансцендентальной медитации, которое описывается как «состояние полного удовлетворения, блажен-
1 Фактически «посвящение» является традиционной индуистской церемонией поклонения богам, включая и обожествление через приношения гуру. Таким образом ученик входит в индуистскую религиозную обрядность.
ства, абсолютного осознания сущего». В последующем перед ним ставится цель — использовать трансцендентальную медитацию как средство управления чувствами и умом при сохранении активного образа жизни. Достигается это путем чередования периодов нормальной деятельности с периодами медитации.
Поскольку эффекты медитации у не овладевшего высшими ступенями стираются в повседневной жизни, ему следует заниматься регулярно. При этом достижение более высоких ступеней трансцендентальной медитации (состояния космического сознания, божественного сознания, состояния «единства») возможно лишь после нескольких лет упражнений и требует использования более сложных приемов, однако в обычных публикациях по трансцендентальной медитации об этих приемах даются только отрывочные сведения.
В западной психотерапии трансцендентальная медитация использовалась как один из методов психической саморегуляции для снятия тревоги и напряжения, для достижения большей личностной гармонии. Действительно, многочисленные объективные исследования выявили ее положительное влияние на нормализации обмена веществ, снижение частоты дыхания, сердечного ритма и артериального давления; помимо этого, в отличие от ряда других методов медитации, трансцендентальная медитация сопровождается релаксацией с преобладанием когнитивных, а не соматических эффектов и тем самым показана как весьма ценный метод лечения при симптомах когнитивной тревоги (например, в случае навязчивых беспокойных мыслей, затрудняющих засыпание). Но после почти -десятилетнего бума интерес к ней стал резко снижаться, а в 1978 году Федеральный суд США вынес решение, согласно которому она объявлялась религиозным течением и поэтому не должна была преподаваться в общественных учебных заведениях. В значительной степени это было связано с тем, что общественностью был осознан далеко не безразличный характер отношения трансцендентальной медитации к идеологическим манипуляциям.
Существует также множество широко разрекламированных медитативных групп, готовых прислать вам, как утверждается, предназначенную лично для вас уникальную мантру. Однако на самом деле это не обязательно, чтобы мантра была индивидуальной, притом она довольно дорого стоит. Известные, всеми признанные учителя дают мантры бесплатно. Не кажется убедительным и предположение, что тайная мантра, используемая вами одним, может оказаться более действенной, нежели хорошо известная древняя мантра, которая уже послужила миллионам людей.
676
Кроме того, мантры можно придумывать самому1. Предположим, вы на берегу моря, под вашими ногами теплый желтый песок, ласково греет утреннее солнце, вы чувствуете себя спокойным, уверенным в своих силах. Расслабьте тело, сконцентрируйте внимание на своих ощущениях и придумайте словосочетание, соответствующее вашему душевному состоянию в данный момент. Это ваша мантра. Концентрируясь на ней в процессе медитаций и повторяя ее многократно, вы можете вызвать у себя то душевное состояние, которое испытали и прочувствовали на берегу моря. Подобным образом вы можете создать мантры, соответствующие различным эмоциональным состояниям.
Непрерывная концентрация на мантре является исключительно трудным процессом. Поэтому для мантра-медитации целесообразно использовать звукосочетания, не имеющие понятийного смысла, но способные создавать определенный психический фон. В древней практике лайя-йоги используются звуки санскритского языка, смягченного группами звуков «нг», «анг», «инг», например:
1)анг, банг, ванг, данг, джанг, дзанг, танг, занг, канг, ланг, манг, нанг;
2)енг, бенг, венг, генг, дженг, дзенг, тенг,- зенг, кенг, ленг, менг, ненг, пенг, ренг, сенг, тенг, фенг, хенг, ценг, ченг, шенг;
3) инг, бинг, винг, гинг, динг, джинг, дзинг, тинг, зинг, кинг, линг, минг, нинг, тинг, ринг, синг, тинг, финг, хинг, цинг.
Каждую мантру нужно тренировать отдельно в течение продолжительного времени. Достаточно выбрать две-три мантры, создающие у медитирующего соответствующее психологическое состояние. Мантра способствует заполнению сознания нейтральным содержанием, освобождающим его от следов предшествующей психической деятельности, и вхождению в транс.
Хорошо соединяет медитацию с мантрой и медитацию с яптрой медитация на музыке. Ведь музыку можно слушать по-разному: внимательно, краем уха, сидя, лежа и т. д. Однако при желании это можно превратить в хорошее медитативное упражнение, если следовать рекомендациям йоги. Такое восприятие музыки отличается от общепринятого и особенно — от традиционного европейского. Оно основывается на простой
1 Здесь важно отмстить, что русский язык и ведийские языки являются генетически родственными языками, что отмечается многими лингвистами. Так, Т. Я. Елизаренко пишет: «По глубокому убеждению переводчика, при переводе с ведийского на другие языки русский язык обладает рядом несомненных преимуществ перед западноевропейскими языками. Эти преимущества определяются как большей степенью соответствия между ведийским и русским в силу лучшей сохранности в нем архаизмов, так и большей близостью Русской(славянской)мпфо-поэтической традиции и шшо-нракской» (1989).
Й77
истине, что все познается в сравнении. Для того, чтобы лучше понять это искусство, необходимо сравнить его с другими областями творчества или науки. Основой для медитаций на музыке служит сравнение с цветовыми и геометрическими
аналогами.
Медитация на музыке
Медитируют сидя, хотя можно это делать и лежа. Закройте глаза и максимально расслабьтесь. При первых же звуках мелодии «переводите» все, что слышите, в яркие того или иного цвета вспышки, круги и т. д. (первая ступень). Эта простая вещь уже после нескольких раз начнет развивать ассоциативное мышление, логические способности интеллекта. При хорошем подборе мелодии возникает чувство красоты и гармонии, ощущение сопричастности Вселенной. Именно эта медитация позволяет выработать интуитивное постижение «золотой пропорции» — одной из формул красоты, известных человечеству с древности1. В терапевтических целях данная медитация способствует устранению чувства неуверенности в себе и страхов.
Можно заранее настраиваться на различные геометрические образы (вторая ступень). Во время звучания мелодии попробуйте с закрытыми глазами построить на внутреннем «экране» объемную геометрическую картинку («даршану»), которая, по вашему мнению, соответствует прослушиваемому музыкальному произведению. Не следует опасаться, что ваша «даршана» будет носить субъективный характер: восприятие любого искус-
1 «Из многих пропорций, которыми издавна пользовался человек при создании гармонических произведений, существует одна, единственная и неповторимая, обладающая уникальными свойствами. Она отвечает такому делению целого на две части, при котором отношение большей части к меньшей равно отношению целого к большей части. Эту пропорцию называли по-разному — «золотой», «божественной», «золотым сечением», «золотым числом». Золотая пропорция является величиной иррациональной, то есть несоизмеримой, ее нельзя представить в виде отношения двух целых чисел, она отвечает простому математическому выражению
(1 + V5") : 2 = 1,6180339...
Характерно, что золотая пропорция отвечает делению целого па две неравные части, следовательно, она отвечает асимметрии. Почему же она так привлекательна, часто более привлекательна, чем симметричные пропорции? Очевидно, эта пропорция обладает каким-то особым свойством. Целое можно поделить на бесконечное множество неравных частей, но только одно из таких сечений отвечает золотой пропорции» (Н- А. Васютинский, 1990).
Золотая пропорция обнаружена во всех областях художественного творчества (см., например, исследования Сабанеева, Шевелева, Мартынова). Кроме того, если за центр тела человека взять пупок, то у мужчин соотношение нижней части тела к верхней будет равно в среднем 1,7 (1,618), а у женщин — 1,3-
ства всегда содержит большую долю субъективизма. В процессе медитации вы можете увидеть кольцо, венок, вращающийся треугольник в окружности и т. п. Поскольку любая мелодия динамична, в построенном вами рисунке обязательно должны быть элементы динамики, например, смена одной фигуры другой, вращение одной или нескольких фигур вокруг своей оси и т. п. В связи с этим эффективность медитации во многом связана с богатством геометрических образов, с которыми вы можете сравнить прослушиваемую музыку. Кроме квадрата, окружности, многоугольников и других простейших структур, мы рекомендуем вам обратить внимание на тор, катеноид, простой и косой геликоид, конус вращения, гиперболический и эллиптический параболоид, астроид и другие более сложные фигуры. Из линий, употребляемых в качестве элементов «дар-шаны», можно также рекомендовать винтовую и логарифмическую спираль, циклоиду, спираль Архимеда, кардиоиды, улитку Паскаля, овалы Кассини, конхоиды и другие.
Если получаемая «даршана* фиксируется достаточно четко, то имеет смысл запомнить ее и через некоторое время еще раз прослушать ту же музыку, сопоставив затем новый и зафиксированный ранее образы. Время фиксации получаемого в сознании образа-эквивалента будет увеличиваться постепенно, поэтому на первых порах для медитации следует избирать одну-две мелодии и работать только с ними. К другим музыкальным произведениям следует переходить только после того, как первая мелодия хорошо освоена.
Освоив вторую ступень, попробуйте совместить ее с первой в одно целое.
На третьей ступени, после сосредоточения, постарайтесь выявить:
сходные по звучанию части, их границы, временные пропорции по сравнению со всей длительностью произведения;
вариации какой-то одной (основной) мелодии, которые, возможно, встроены в дальнейшее звучание произведения;
конкретный способ образования вариаций: перестановка некоторых нот, изменение длительности звучания, замена нот и т. д.;
сдвиги, повороты, отражения, инверсии: длительность их звучания, интервалы;
количество тактов всей мелодии, сходных частей, вариаций и др.;
самые высокие по тембру части и самые низкие, их взаимное расположение;
такие части, на которых данное произведение могло бы окончиться без ущерба для целостности звучания или смысла (то есть представьте себя в качестве автора попурри);
679
возможность превращения данной музыки в нано (путем ведения дополнительных имитационных голосов с отставанием или опережением).
Медитация «Кто я?»
Вначале выполните упражнение по разотождествлению. Затем начните спрашивать себя: «Кто я?» Не спешите с ответом, хорошо подумайте. Когда найдете несколько ответов, спросите: «Кто он такой — тот, кто отвечает?»
Понаблюдайте за своим разумом, размышляющим над этим вопросом. Затем спросите: «Кто он, этот думающий?» Каждый ответ должен порождать новый вопрос. Если ответ гласит: «Я психотерапевт», то заметьте: «Психотерапевт — это профессия. Кто такой этот Я, который лечит души людей?» Если ответ, скажем, таков: «Человек, любящий людей», тогда ответьте: «Это признак, свойство. Кто он, этот человек, питающий чувство любви к людям?», и т. д. и т. п. Кто такой Я, который счастлив сегодня, но был печален
Гипноз Автор: Ахмедов Т.И.