Психотерапия в особых состояниях сознания. Ахмедов Т.И.

стать препятствием к дальнейшему продвижению в ме­дитации, поскольку у вас может возникнуть зависимость от нее (привязанность, как сказал бы буддист). Если такое произойдет, то вам, возможно, стоит поблагодарить мантру за помощь,
1Название санскрита — sam-skita — обозначает «составленный», «сложен­ный» язык, доведенный до формального совершенства. По мнению многих исследователей, основной его целью являлась идеальная запись сакральных текстов.Нужно признать,что эта задача была решена древнеиндийскими грамматистами довольно удачно. Так, еще В. Гумбольдт в статье «Характер языка и характер народа» признавал: *Что касается греческого и латинского, то они обязаны своим первоначальным устройством удачному выражению каждой мысли в древнеиндийском». С другой стороны, американский ученый Рик Бригтс назвал санскрит языком, идеально пригодным для изучения про­блем искусственного интеллекта: не утратив своей выразительности, санскрит в результате специальной обработки обрел ясность и четкость математического характера, словом, все то, что требуется для компьютера.
2Великий слог Ом — маха-биджа-мантра. Слово «маха» означает «вели­кий», «бнджа» — «семя, источник, причина». «Маха-бнджа» — слог Ом яапяется источником всех мантр, самой главной мантрой.
674
которую она вам оказала, после чего отойти и продолжить свой путь, избрав другой метод медитации.
В этом отношении хороший пример представляет широко распространенная в США в 60—70-х годах методика медитации, завезенная в США индийским йогом Махариши Махеш Йоги и получившая название трансцендентальной медитации.
Трансцендентальная медитация — это модифицированная мантра-медитация, приспособленная к западной культуре. Тео­ретической основой ее является учение адвайта веданты Шан-карачарьи, в свое время возродившее индуизм в Индии в условиях господствовавшего тогда буддизма. Цель исповедую­щего такой путь — объединение ума ищущего с бесконечным сознанием. Начальным этапом этого считается освобождение от двойственности сознания, которая считается главной причи­ной страданий человека.
Технику трансцендентальной медитации составляют при­емы концентрации внимания (практика дхианы). Ее первич­ный курс обучения не требует овладения специальными поза­ми, особой аскетической подготовки и проводится сидя на стуле или лежа. После вступительных лекций желающие зани­маться трансцендентальной медитацией приходят для «посвя-щения», принося с собой определенный набор предметов1. 8 последующем трансцендентальная медитация проводится ре­гулярно два раза в день по 20 минут. Человек (ученик) меди­тирует, непрерывно повторяя мантру (обычно санскритское слово или отдельные слоги слова), давая уму полную свободу. Самое важное для него — не касаться интеллектуальной об­ласти вообще, не думать; кроме того, рекомендуется избегать больших усилий в концентрации внимания: при отвлечении от мантры ему советуют мягко возвратить свой ум к мантре, то есть пассивная концентрация считается предпочтительнее активной (Роббинс, Фишер, 1972). В связи с этим ощущения и переживания учеников на первых порах контролируются учителем.
Концентрация на мантре (объекте внимания), выход за пределы объекта концентрации, достижение более тонких со­стояний мысли, пока она не достигнет своего источника, — вот основные этапы, которые проходит занимающийся транс­цендентальной медитацией. При последовательной трениров­ке ученик довольно быстро выходит на особый уровень со­знания — состояние трансцендентальной медитации, которое описывается как «состояние полного удовлетворения, блажен-
1 Фактически «посвящение» является традиционной индуистской церемо­нией поклонения богам, включая и обожествление через приношения гуру. Таким образом ученик входит в индуистскую религиозную обрядность.
ства, абсолютного осознания сущего». В последующем перед ним ставится цель — использовать трансцендентальную ме­дитацию как средство управления чувствами и умом при со­хранении активного образа жизни. Достигается это путем че­редования периодов нормальной деятельности с периодами медитации.
Поскольку эффекты медитации у не овладевшего высшими ступенями стираются в повседневной жизни, ему следует зани­маться регулярно. При этом достижение более высоких ступе­ней трансцендентальной медитации (состояния космического сознания, божественного сознания, состояния «единства») воз­можно лишь после нескольких лет упражнений и требует ис­пользования более сложных приемов, однако в обычных пуб­ликациях по трансцендентальной медитации об этих приемах даются только отрывочные сведения.
В западной психотерапии трансцендентальная медитация использовалась как один из методов психической саморегуля­ции для снятия тревоги и напряжения, для достижения боль­шей личностной гармонии. Действительно, многочисленные объективные исследования выявили ее положительное влия­ние на нормализации обмена веществ, снижение частоты ды­хания, сердечного ритма и артериального давления; помимо этого, в отличие от ряда других методов медитации, трансцен­дентальная медитация сопровождается релаксацией с преоб­ладанием когнитивных, а не соматических эффектов и тем самым показана как весьма ценный метод лечения при симп­томах когнитивной тревоги (например, в случае навязчивых беспокойных мыслей, затрудняющих засыпание). Но после почти -десятилетнего бума интерес к ней стал резко снижать­ся, а в 1978 году Федеральный суд США вынес решение, со­гласно которому она объявлялась религиозным течением и поэтому не должна была преподаваться в общественных учеб­ных заведениях. В значительной степени это было связано с тем, что общественностью был осознан далеко не безразлич­ный характер отношения трансцендентальной медитации к иде­ологическим манипуляциям.
Существует также множество широко разрекламированных медитативных групп, готовых прислать вам, как утверждается, предназначенную лично для вас уникальную мантру. Однако на самом деле это не обязательно, чтобы мантра была индивиду­альной, притом она довольно дорого стоит. Известные, всеми признанные учителя дают мантры бесплатно. Не кажется убе­дительным и предположение, что тайная мантра, используемая вами одним, может оказаться более действенной, нежели хоро­шо известная древняя мантра, которая уже послужила миллио­нам людей.
676
Кроме того, мантры можно придумывать самому1. Предпо­ложим, вы на берегу моря, под вашими ногами теплый желтый песок, ласково греет утреннее солнце, вы чувствуете себя спо­койным, уверенным в своих силах. Расслабьте тело, сконцент­рируйте внимание на своих ощущениях и придумайте слово­сочетание, соответствующее вашему душевному состоянию в данный момент. Это ваша мантра. Концентрируясь на ней в процессе медитаций и повторяя ее многократно, вы можете вызвать у себя то душевное состояние, которое испытали и прочувствовали на берегу моря. Подобным образом вы можете создать мантры, соответствующие различным эмоциональным состояниям.
Непрерывная концентрация на мантре является исключи­тельно трудным процессом. Поэтому для мантра-медитации целесообразно использовать звукосочетания, не имеющие по­нятийного смысла, но способные создавать определенный пси­хический фон. В древней практике лайя-йоги используются звуки санскритского языка, смягченного группами звуков «нг», «анг», «инг», например:
1)анг, банг, ванг, данг, джанг, дзанг, танг, занг, канг, ланг, манг, нанг;
2)енг, бенг, венг, генг, дженг, дзенг, тенг,- зенг, кенг, ленг, менг, ненг, пенг, ренг, сенг, тенг, фенг, хенг, ценг, ченг, шенг;
3) инг, бинг, винг, гинг, динг, джинг, дзинг, тинг, зинг, кинг, линг, минг, нинг, тинг, ринг, синг, тинг, финг, хинг, цинг.
Каждую мантру нужно тренировать отдельно в течение про­должительного времени. Достаточно выбрать две-три мантры, создающие у медитирующего соответствующее психологическое состояние. Мантра способствует заполнению сознания нейтраль­ным содержанием, освобождающим его от следов предшест­вующей психической деятельности, и вхождению в транс.
Хорошо соединяет медитацию с мантрой и медитацию с яптрой медитация на музыке. Ведь музыку можно слушать по-разному: внимательно, краем уха, сидя, лежа и т. д. Однако при желании это можно превратить в хорошее медитативное упражнение, если следовать рекомендациям йоги. Такое вос­приятие музыки отличается от общепринятого и особенно — от традиционного европейского. Оно основывается на простой
1 Здесь важно отмстить, что русский язык и ведийские языки являются генетически родственными языками, что отмечается многими лингвистами. Так, Т. Я. Елизаренко пишет: «По глубокому убеждению переводчика, при переводе с ведийского на другие языки русский язык обладает рядом несо­мненных преимуществ перед западноевропейскими языками. Эти преимуще­ства определяются как большей степенью соответствия между ведийским и русским в силу лучшей сохранности в нем архаизмов, так и большей близостью Русской(славянской)мпфо-поэтической традиции и шшо-нракской» (1989).
Й77
истине, что все познается в сравнении. Для того, чтобы лучше понять это искусство, необходимо сравнить его с другими областями творчества или науки. Основой для медитаций на музыке служит сравнение с цветовыми и геометрическими
аналогами.
Медитация на музыке
Медитируют сидя, хотя можно это делать и лежа. Закройте глаза и максимально расслабьтесь. При первых же звуках мело­дии «переводите» все, что слышите, в яркие того или иного цвета вспышки, круги и т. д. (первая ступень). Эта простая вещь уже после нескольких раз начнет развивать ассоциативное мышление, логические способности интеллекта. При хорошем подборе мелодии возникает чувство красоты и гармонии, ощу­щение сопричастности Вселенной. Именно эта медитация по­зволяет выработать интуитивное постижение «золотой пропор­ции» — одной из формул красоты, известных человечеству с древности1. В терапевтических целях данная медитация способ­ствует устранению чувства неуверенности в себе и страхов.
Можно заранее настраиваться на различные геометрические образы (вторая ступень). Во время звучания мелодии попробуй­те с закрытыми глазами построить на внутреннем «экране» объемную геометрическую картинку («даршану»), которая, по вашему мнению, соответствует прослушиваемому музыкально­му произведению. Не следует опасаться, что ваша «даршана» будет носить субъективный характер: восприятие любого искус-
1 «Из многих пропорций, которыми издавна пользовался человек при создании гармонических произведений, существует одна, единственная и не­повторимая, обладающая уникальными свойствами. Она отвечает такому де­лению целого на две части, при котором отношение большей части к меньшей равно отношению целого к большей части. Эту пропорцию называли по-раз­ному — «золотой», «божественной», «золотым сечением», «золотым числом». Золотая пропорция является величиной иррациональной, то есть несоизмери­мой, ее нельзя представить в виде отношения двух целых чисел, она отвечает простому математическому выражению
(1 + V5") : 2 = 1,6180339...
Характерно, что золотая пропорция отвечает делению целого па две нерав­ные части, следовательно, она отвечает асимметрии. Почему же она так при­влекательна, часто более привлекательна, чем симметричные пропорции? Оче­видно, эта пропорция обладает каким-то особым свойством. Целое можно поделить на бесконечное множество неравных частей, но только одно из таких сечений отвечает золотой пропорции» (Н- А. Васютинский, 1990).
Золотая пропорция обнаружена во всех областях художественного творче­ства (см., например, исследования Сабанеева, Шевелева, Мартынова). Кроме того, если за центр тела человека взять пупок, то у мужчин соотношение нижней части тела к верхней будет равно в среднем 1,7 (1,618), а у женщин — 1,3-
ства всегда содержит большую долю субъективизма. В процессе медитации вы можете увидеть кольцо, венок, вращающийся треугольник в окружности и т. п. Поскольку любая мелодия динамична, в построенном вами рисунке обязательно должны быть элементы динамики, например, смена одной фигуры дру­гой, вращение одной или нескольких фигур вокруг своей оси и т. п. В связи с этим эффективность медитации во многом связана с богатством геометрических образов, с которыми вы можете сравнить прослушиваемую музыку. Кроме квадрата, окружности, многоугольников и других простейших структур, мы рекомендуем вам обратить внимание на тор, катеноид, простой и косой геликоид, конус вращения, гиперболический и эллиптический параболоид, астроид и другие более сложные фигуры. Из линий, употребляемых в качестве элементов «дар-шаны», можно также рекомендовать винтовую и логарифмиче­скую спираль, циклоиду, спираль Архимеда, кардиоиды, улитку Паскаля, овалы Кассини, конхоиды и другие.
Если получаемая «даршана* фиксируется достаточно четко, то имеет смысл запомнить ее и через некоторое время еще раз прослушать ту же музыку, сопоставив затем новый и зафикси­рованный ранее образы. Время фиксации получаемого в созна­нии образа-эквивалента будет увеличиваться постепенно, поэ­тому на первых порах для медитации следует избирать одну-две мелодии и работать только с ними. К другим музыкальным произведениям следует переходить только после того, как пер­вая мелодия хорошо освоена.
Освоив вторую ступень, попробуйте совместить ее с первой в одно целое.
На третьей ступени, после сосредоточения, постарайтесь выявить:
сходные по звучанию части, их границы, временные пропор­ции по сравнению со всей длительностью произведения;
вариации какой-то одной (основной) мелодии, которые, возможно, встроены в дальнейшее звучание произведения;
конкретный способ образования вариаций: перестановка некоторых нот, изменение длительности звучания, замена нот и т. д.;
сдвиги, повороты, отражения, инверсии: длительность их звучания, интервалы;
количество тактов всей мелодии, сходных частей, вариаций и др.;
самые высокие по тембру части и самые низкие, их взаимное расположение;
такие части, на которых данное произведение могло бы окончиться без ущерба для целостности звучания или смысла (то есть представьте себя в качестве автора попурри);
679
возможность превращения данной музыки в нано (путем ведения дополнительных имитационных голосов с отставанием или опережением).
Медитация «Кто я?»
Вначале выполните упражнение по разотождествлению. За­тем начните спрашивать себя: «Кто я?» Не спешите с ответом, хорошо подумайте. Когда найдете несколько ответов, спросите: «Кто он такой — тот, кто отвечает?»
Понаблюдайте за своим разумом, размышляющим над этим вопросом. Затем спросите: «Кто он, этот думающий?» Каждый ответ должен порождать новый вопрос. Если ответ гласит: «Я психотерапевт», то заметьте: «Психотерапевт — это профес­сия. Кто такой этот Я, который лечит души людей?» Если ответ, скажем, таков: «Человек, любящий людей», тогда ответьте: «Это признак, свойство. Кто он, этот человек, питающий чувство любви к людям?», и т. д. и т. п. Кто такой Я, который счастлив сегодня, но был печален
скачать dle 12.0
Страницы:
1 ... 121 122 123 124 125 126 127 128 129 ... 136
+ -10 -

Психотерапия в особых состояниях сознания. Ахмедов Т.И.


Мне и думаю всем будет интересно Ваше мнение. Напишите пожалуйста комментарий после прочтения! Это очень ВАЖНО для развития сайта!

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
  • Яндекс.Метрика