Психотерапия в особых состояниях сознания. Ахмедов Т.И.

—Путь — это и есть Камень. Место, откуда идешь, — это и есть Камень. Если ты не понимаешь этих слов, то ты ничего пока не понимаешь. Каждый шаг является целью.
Вошедший смотрел на него с недоверием. Он отчетливо произнес:
—Значит, цель все-таки есть? Парацельс засмеялся.
—Мои хулители, столь же многочисленные, сколь и неда­лекие, уверяют, что нет, и называют меня лжецом. У меня на этот счет иное мнение, однако допускаю, что я и в самом деле обольщаю себя иллюзиями. Мне известно лишь, что есть
Дорога.
Наступила тишина, затем вошедший сказал:
—Я готов пройти ее вместе с тобой; если понадобится — положить на это годы. Позволь мне одолеть пустыню. Позволь мне хотя бы издали увидеть обетованную землю, если даже мне не суждено на нее ступить. Но прежде чем отправиться в путь, дай мне одно доказательство своего мастерства.
—Когда? — с тревогой произнес Парацельс.
—Немедленно, — с неожиданной решимостью ответил уче­ник.
Вначале они говорили на латыни, теперь по-немецки. Юноша поднял перед собой розу.
—Говорят, что ты можешь, вооружившись своей наукой, сжечь розу и затем возродить ее из пепла. Позволь мне быть свидетелем этого чуда. Вот о чем я тебя прошу, и я отдам тебе мою жизнь без остатка...
—Ты слишком доверчив, — сказал учитель. — Я не нужда­юсь в доверчивости. Мне нужна вера.
Вошедший стоял на своем.
—Именно потому, что я недоверчив, я и хочу увидеть воочию исчезновение и возвращение розы к жизни.
Парацельс взял розу и, разговаривая, играл ею.
—Ты доверчив, — повторил он. — Ты утверждаешь, что я могу уничтожить ее?
—Каждый может ее уничтожить, — сказал ученик.
—Ты заблуждаешься. Неужели ты думаешь, что возможен возврат к небытию? Неужели ты думаешь, что Адам в раю мог уничтожить хотя бы один цветок, хотя бы одну былинку?
—Мы не в раю, — настойчиво повторил юноша, — здесь, под луной, все смертно.
Парацельс встал.
—А где же мы тогда? Неужели ты думаешь, что Всевышний мог создать что-то, помимо рая? Понимаешь ли ты, что грехо­падение — это неспособность осознать, что мы в раю?
—Роза может сгореть, — упорствовал ученик.
—Однако в камине останется огонь, — сказал Парацельс.
—Стоит тебе бросить эту розу в пламя, как ты убедишься, что она исчезнет, а пепел будет настоящим.
—Я повторяю, что роза бессмертна и что только облик ее меняется. Одного моего слова хватило бы, чтобы ты ее вновь увидел.
—Одного слова? — с недоверием переспросил ученик. — Сосуд для перегонки стоит без дела, а колбы покрыты слоем пыли. Как же ты вернул бы ее к жизни?
Парацельс взглянул на него с сожалением.
—Сосуд для перегонки стоит без дела, — повторил он, — и колбы покрыты слоем пыли. Чем я только ни пользовался на своем долгом веку; сейчас я обхожусь без них.
—Чем же ты пользуешься сейчас? — с напускным смире­нием спросил вошедший.
—Тем же, чем пользовался Всевышний, создавший небеса, и землю, и невидимый рай, в котором мы обитаем и который сокрыт от нас первородным грехом. Я имею в виду Слово, познать которое помогает нам Каббала.
Ученик сказал с полным безразличием:
—Я прошу, чтобы ты продемонстрировал-мне исчезновение и появление розы. К чему ты при этом прибегнешь — к сосуду для перегонки или к Слову, — для меня не имеет значения.
Парацельс задумался. Затем он вымолвил:
—Если бы я это сделал, ты мог бы сказать, что все увиден­ное — всего лишь обман зрения. Чудо не принесет тебе искомой веры. Поэтому положи розу.
Юноша смотрел на него с недоверием. Тогда учитель, повы­сив голос, сказал:
—А кто дал тебе право входить в дом учителя и требовать чуда? Чем ты заслужил подобную милость?
Вошедший, охваченный волнением, произнес:
—Я сознаю свое нынешнее ничтожество. Я заклинаю тебя во имя долгих лет моего будущего послушничества у тебя позволить мне лицезреть пепел, а затем розу. Я ни о чем больше не попрошу тебя. Увиденное собственными глазами и будет для меня доказательством.
Резким движением он схватил алую розу, оставленную Пара-цельсом на пюпитре, и швырнул ее в огонь. Цвет истаял и осталась горсточка пепла. Некоторое время он ждал слов и чуда.
Парацельс остался невозмутим. Он сказал с неожиданной прямотой:
—Все врачи и аптекари Базеля считают меня шарлатаном. Как видно, они правы. Вот пепел, который был розой и который ею больше не будет.
Юноше стало стыдно. Парацельс был лгуном или же фанта­зером, а он, ворвавшись к нему, требовал, чтобы тот признал бессилие всей своей колдовской науки.
Он преклонил колени и молвил:
— Я совершил проступок. Мне не хватило веры, без которой для Господа нет благочестия. Так пусть же глаза мои видят пепел. Я вернусь, когда дух мой окрепнет, стану твоим учени­ком, и в конце пути я увижу розу.
Он говорил с неподдельным чувством, однако это чувство было вызвано состраданием к старому учителю, столь почитае­мому, столь пострадавшему, столь необыкновенному и поэто­му-то столь ничтожному. Как смеет он, Иоганн Гризебах, срывать своей нечестивой рукой маску, которая прикрывает
пустоту?
Оставленные золотые монеты были бы милостыней. Уходя, он взял их. Парацельс проводил его до лестницы и сказал ему, что в этом доме он всегда будет желанным гостем. Оба прекрас­но понимали, что встретиться им больше не придется.
Парацельс остался один. Прежде чем погасить светильник и удобно расположиться в кресле, он встряхнул щепотку пепла в горсти, тихо произнеся Слово. И возникла роза.
Хорхе Луис Борхес
Приложение 1
Сознание человека и его нарушения
Одно из существенных отличий человека как вида от живот­ных состоит в способности рассуждать и мыслить абстрактно, критически размышлять о своем прошлом и думать о будущем, разрабатывая и реализуя те или иные планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания.
Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, если психику рассматривают с материалисти­ческих позиций, и собственно человеческой формой психиче­ского начала бытия, если психику трактуют с идеалистических позиций. История психологии демонстрирует, что понимание сознания является, наверное, самой трудной проблемой, которую до сих пор так и не удалось разрешить ни с материалистических, ни с идеалистических позиций. Именно по этой причине область психологической науки, касающаяся понятия о сознании, до сих пор остается одной из наименее разработанных.
Каких методологических или философских позиций ни при­держивались бы исследователи сознания, они неизбежно свя­зывали с ним так называемую рефлексивную способность, то есть готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя'.
Психологическими характеристиками сознания человека яв­ляются: ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять действительную и виртуальную реаль­ности, контролировать собственные психические и поведенчес­кие состояния и управлять ими, способность видеть и воспри­нимать в форме образов окружающую действительность.
Первая психологическая характеристика сознания — ощущение себя познающим субъектом. Это означает, что человек осознает себя как отделенное от остального мира существо, готовое и способное изучать и познавать этот мир, то есть получать более или менее достоверные знания о нем. Человек осознает эти зна­ния как феномены, отличные от объектов, к которым они отно­сятся, может сформулировать эти знания, (выразив их в словах, понятиях или разнообразной символике), передать их другим людям и будущим поколениям, а также хранить, воспроизводить и работать со знаниями как с особым объектом.
1 Наличие подобной способности у человека является основанием для существования и развития психологии, ибо без рефлексии данный класс фе­номенов был бы закрыт для познания. Наверное, без нее человек не смог бы даже иметь представление о том, что у него есть психика.
77 7
Мысленное воображение реальности — вторая характеристика сознания. Она, как и сознание в целом, тесным образом связана с психической функцией воли1. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека. Когда же воображение и представления выходят-из-под сознательного волевого контроля, возникает так называемый поток сознания (спонтанное течение мыслей, образов и ассоциаций), который является одной из существенных характеристик особых состо­яний сознания, но в своих крайних формах может быть прояв­лением психической патологии.
Представляя же виртуальную реальность (грезя, мечтая, фан­тазируя), человек произвольно, то есть сознательно, отвлекается от восприятия окружающего и сосредоточивается на какой-ли­бо идее, образе, воспоминании и т. п., рисуя и развивая в своем воображении то, что в данный момент он непосредственно не воспринимает или вообще не в состоянии воспринять.
Кроме того, сознание теснейшим образом связано с речью и без нее в своих высших формах не существует. В отличие от других познавательных процессов (ощущения, восприятия, памяти), сознательное отражение характеризуется рядом спе­цифических свойств. Одно из них — осмысленность осознава­емого, то есть его словесно-понятийная означенность (семио-тичность), нацеленность определенным смыслом, связанным с человеческой культурой (семиосферой).
Другое свойство сознания состоит в его интенциональности (направленности): в нем отражаются не все (и не случайные), а только основные, сущностные характеристики объектов, событий и явлений, то есть то, что характерно именно для них и отличает их от других, внешне похожих на них объектов и явлений. При этом сознание почти всегда связано с употреблением для обозна­чения осознаваемого слов-понятий, которые, по определению, содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса объектов.
Третья характеристика человеческого сознания — его спо­собность к коммуникации, то есть передаче другим лицам того, что осознает данный человек с помощью языка и других зна­ковых систем. Коммуникативные возможности есть и у мно­гих высших животных, но от человеческих они отличаются тем, что с помощью языка человек передает другим предста­вителям своего вида не столько сообщения о собственных внутренних состояниях (именно это является главным во вза­имодействии животных), сколько то, что знает, видит, пони-
1Не случайно, что в старых учебниках по психологии темы «Сознание» и «Воля» почти всегда соседствовали друг с другом и обсуждались одновременно.
722
мает, представляет, то есть объективную информацию об ок­ружающем мире.
С этим связано и наличие в человеческом сознании интел­лектуальных схем (определенных когнитивных структур, в со­ответствии с которыми человек воспринимает, перерабатывает и хранит информацию об окружающем мире и о самом себе). Такие схемы включают понятия, логические операции, правила, используемые людьми для приведения имеющейся у них ин­формации в определенный порядок, включая отбор, класси­фикацию информации, отнесение ее к той или иной категории.
Обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, лю­ди выделяют в сообщаемом главное, совершая процесс абстраги­рования (отвлекаясь от всего второстепенного) и сосредоточивая сознание на самом существенном. Откладываясь в общественной лексике и семантике в понятийной форме, это главное затем становится достоянием индивидуального сознания человека по мере того, как он усваивает язык и научается пользоваться им как средством общения и мышления. Такая система значений состав­ляет пласт общественного сознания, которое в знаковых системах языка существует независимо от сознания каждого отдельно взя­того человека. Это служит основанием говорить о том, что без языка сознание человека немыслимо.
Однако сознание существует не только в словесной, но и в образной форме. В этом случае оно базируется на использова­нии второй сигнальной системы, вызывающей и преобразую­щей соответствующие образы. Наиболее ярким примером об­разного человеческого сознания служат искусство, литература, музыка. Они также выступают как формы отражения действи­тельности, но не в абстрактной, как это свойственно науке, а в образной форме.
Таким образом, понятно, что сознание человека могло воз­никнуть и развиваться в общественный период его существова­ния, поэтому история становления сознания, вероятно, не выходит за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые принято относить к истории человеческого сообщества. В оте­чественной психологии принято считать, что главным условием возникновения и развития человеческого сознания являлась совместная продуктивная, опосредованная словом орудийная дея­тельность людей, то есть такая деятельность, которая требовала общения и кооперации людей друг с другом. Подобный вид деятельности предполагал создание продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества, поэтому индивидуальное сознание на заре ис­тории человечества, вероятно, выступало как необходимое ус­ловие организации коллективной деятельности: ведь для того, чтобы людям вместе заниматься каким-то делом, каждый из них
7? ?
должен ясно представлять себе цель совместной работы, причем эта цель должна была быть означенной, то есть определенной и выраженной в слове1.
По-видимому, в онтогенезе точно так же возникает и начи­нает развиваться индивидуальное сознание ребенка. Для его становления также необходимы совместная деятельность и ак­тивное общение взрослого с ребенком, выделение, осознание и словесное обозначение цели взаимодействия. С самого начала фило- и онтогенетического возникновения и развития челове­ческого сознания его субъективным носителем становится сло­во, которое вначале служит средством общения (сообщения), а затем становится средством мышления (обобщения).
Прежде чем стать достоянием индивидуального сознания, слово и связанное с ним содержание должны получить общее значение для пользующихся ими людей. Это впервые и проис­ходит в совместной деятельности. Получив свое всеобщее зна­чение, слово затем проникает в индивидуальное сознание и становится его достоянием в форме значений и смыслов. Сле­довательно, вначале появляется коллективное, а затем индиви­дуальное сознание, причем такая последовательность развития характерна не только для филогенеза, но и для онтогенеза сознания. Индивидуальное сознание ребенка формируется на базе и при условии существования коллективного сознания путем его присвоения (социализации путем интериоризации).
Г. К. Ушаков выделяет пять этапов (периодов) формирова­ния человеческого сознания:
1)бодрствующее сознание (у детей до 1 года),
2)предметное сознание (от 1 года до 3 лет),
3)индивидуальное сознание (от 3 до 9 лет),
4)коллективное сознание (от 9 до 16 лет),
5)рефлексивное, высшее общественное, социальное созна­ние (у молодых людей от 16 до 22 лет).
Этап бодрствующего сознания характеризуется первыми реак­циями ребенка на внешний мир и изменения внутреннего состо­яния организма. Предметное сознание проявляется в известной активности отражения, то есть в дифференцированном выборе отражаемых объектов. Индивидуальное сознание характеризует­ся выделением себя из объектов внешнего мира. Этап разви­тия коллективного сознания — формирование взаимоотношений между личностью и коллективом (семья, школа). Социальное сен знание — это осознание своей социальной роли в обществе.скачать dle 12.0
Страницы:
+ -10 -

Психотерапия в особых состояниях сознания. Ахмедов Т.И.


Мне и думаю всем будет интересно Ваше мнение. Напишите пожалуйста комментарий после прочтения! Это очень ВАЖНО для развития сайта!

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
  • Яндекс.Метрика