Психотерапия в особых состояниях сознания. Ахмедов Т.И.

последствиях в слу­чае хронического течения заболевания, оптимальной адаптации к требованиям лечения. Лица из ближайшего окружения ожидают от пациента сохранения прежнего статуса в семье и на работе, поддержания социальных контактов. Основными целями же ис-■ пользования психотерапевтом копинг-механизмов пациента яв­ляется развитие позитивного отношения последнего к лечению, активному сотрудничеству в терапии (лечебному альянсу), эмоци­ональной устойчивости и терпеливости в процессе терапии. В пси­хотерапевтической работе всегда важно учитывать все это много­образие целей для расстановок наиболее целесообразных акцентов.
7?/Г
Приложение 3
Стадии и степени глубины гипнотического сна (классификация Е. С. Каткова; 1957)
Первая стадия
Первая степень. Наблюдается нарастающее снижение тонуса коры головного мозга. Основные процессы — торможение и возбуждение — изменены, что создает условия для иррадиации торможения на двигательный анализатор и вторую сигнальную систему. Субъект ощущает приятный покой. Это исходное, предгилноидное состояние.
Признаки первой степени первой стадии: у загипнотизиро­ванного — ощущение покоя; приятное состояние легкости в теле; слышит, свои мысли контролирует; чувствительность со­хранена; легко реализует внушение двигательных реакций; из этого состояния гипнотизируемый легко может выйти.
Вторая степень. Тонус коры еще более снижается. Глубоко заторможен двигательный анализатор. Постепенно закрывают­ся глаза. Испытуемый чувствует тяжесть в теле.
Признаки второй степени первой стадии: глаза закрыты, но при внушении легко открываются; испытуемый может совер­шать глотательные движения; прикосновение к руке вызывает активное нормальное напряжение; двигательные реакции легко реализуются; слышит и активно воспринимает внешние раздра­жители; чувствительность сохранена; легко может быть раз­бужен.
Третья степень. Тонус коры головного мозга снижен. Более глубокое угнетение двигательного анализатора и второй сиг­нальной системы.
Признаки третьей степени первой стадии: ощущение гипно-тиком дремоты и сонливости; течение мыслей вялое; тяжесть в теле; мышцы расслаблены; поднятая рука бессильно падает; невозможно открыть веки, двинуть рукой; моторные движения часто не реализуются, на вопрос о самочувствии отвечает мед­ленно или молчит; окружающие звуки слышит; после пробуж­дения уверен, что мог бы выйти из этого состояния.
Вторая стадия
Первая степень. Тонус коры головного мозга снижен, возни­кает зона раппорта. Разлитое торможение выключает кинесте­тическую систему (каталепсию). Торможение иррадиирует на
кожный анализатор (аналгезия). Появляются «переходные со­стояния» — уравнительная фаза по теории И. П. Павлова.
Признаки первой степени второй стадии: загипнотизирован­ный отмечает значительную сонливость, движения затруднены; более ровное и спокойное дыхание; легкая каталепсия — под­нятая рука в воздухе остается недолго; не удается внушить однообразные движения, например покачивания руки, постав­ленной на локоть, а если удается, то лишь после настойчивых внушений; внушить двигательные реакции не удается; окру­жающие звуки испытуемый воспринимает, хотя и без интереса.
Вторая степень. Еще большее углубление предыдущего со­стояния. Достигается восковидная каталепсия, самопроизвольная анальгезия. Наступает торможение второй сигнальной системы.
Признаки второй степени второй стадии; резкая сонливость; загипнотизированный отмечает «скованность»; наблюдается во­сковидная каталепсия; наступает значительное ослабление кож­ной чувствительности, усиливающееся путем внушения; реали­зуется внушение двигательных реакций, латентный период их укорочен; начавшееся автоматическое движение быстро осла­бевает, прекращается; внушенные иллюзии не реализуются.
Третья степень. В коре головного мозга появляются фазовые явления — уравнительная фаза. Более глубокое торможение второй сигнальной системы; реализуются при закрытых глазах внушенные иллюзии.
Признаки третьей степени второй стадии: у загипнотизиро­ванного отмечается полное исчезновение собственных мыслей, он слышит только голос гипнотерапевта; наблюдается титани­ческая каталепсия (поднятая рука «пружинит»); внушение ак­тивных и пассивных двигательных реакций реализуется хорошо; движения медленные, отдельными толчками, невозможно раз­жать кулак, двинуть рукой; автоматические однообразные дви­жения выражены хорошо; реализуются при закрытых глазах внушения иллюзий; имеется анестезия слизистой носа; при пробе с нашатырным спиртом реакция отрицательная.
Третья стадия
Первая степень. Зона раппорта формируется полностью. Вторая сигнальная система выключена, кроме пункта раппорта. Превали­рует первая сигнальная система. Налицо парадоксальная фаза. Амнезия после пробуждения. Иллюзия при открытых глазаххорошо реализуется во всех анализаторах, за исключением слухового и зрительного. Самопроизвольная каталепсия исчезает. Положитель­ный симптом К. И. Платонова — поднятая рука быстро падает.
Признаки первой степени третьей стадии: исчезает само­произвольная каталепсия; полностью реализуется (кроме слуха
и зрения) иллюзия при открытых глазах; при раздражении носа, языка, кожи появляются галлюцинации; можно вызвать ощу­щение голода, жажды; хорошо реализуются внушенные двига­тельные реакции; амнезия отсутствует.
Вторая степень. Почти полное торможение второй сигнальной системы. Вызываются все положительные галлюцинации.
Признаки второй степени третьей стадии: хорошо реализуются зрительные галлюцинации (с закрытыми глазами «ловит бабо­чек»); при внушении открыть глаза галлюцинации исчезают, часто наступает пробуждение; легко реализуются внушенные двигатель­ные реакции (пассивные, активные); частичная амнезия.
Третья степень. Полное изолирование раппорта. Вторая сиг­нальная система выключена, кроме пункта раппорта. Амнезия после пробуждения. Слово гипнотизера сильнее реального раздра­жителя.
Признаки третьей степени третьей стадии: легко реализуют­ся все виды положительных и отрицательных галлюцинаций, реализуются поеттипнотически; амнезия после пробуждения; с легкостью реализуются «трансформации» возраста, например, перевод в детское состояние; при открытии век глаза мутны, влажны; можно вызвать «молниеносный» повторный гипноз после пробуждения.
Можно с уверенностью сказать, что эта классификация сегод­ня является наиболее полной и детально разработанной.
Один из ведущих исследователей гипноза Э. Хилгард, рас­сматривая гипноз как особое состоянио^сознания, описывает семь характеристик глубокого транса:
спад функции планирования;
перераспределение внимания;
наличие ярких зрительных образов прошлого и проявление повышенной способности к фантазированию;
толерантность к устойчивому искажению реальности;
повышенная внушаемость;
ролевое поведение;
поеттипнотическая амнезия (потеря памяти).
Приложение 4
Шкала Дэйвиса и Хусбэнда
ГлубинаСтепеньСимптомы
Невосприимчивость0
Гилноидность1
-2елаксация

3Мигание
4акрывание глаз
5олное физическое расслабление
Легкий трансбКаталепсия глаз
7Каталепсия конечностей
-10Ригидная каталепсия
11Анестезия (типа перчаток)
Средний транс13Частичная амнезия
-15Постгипнотическая амнезия
»17Изменения личности

18Простые постгипнотичесше внушения
20Кинестетические иллюзии; полнан амнезия
Глубокий транс21Способность открывать глаза без изменения глубины транса
23Постгипнотические фантастические внушения
-25Полный сомнабулизм
в26Позитивные постгипнотические зрительные


галлюцинации

27Позитивные постгипнотические слуховые


галлюцинации
я28Постгипнотическая системная амнезия
я29Негативные слуховые галлюцинации
в30Негативные зрительные галлюцинации
Приложение 5
Сюжеты мысленных игр
1.Игра «Катастрофа». Любители этой игры фантазируют не только об автокатастрофах, но и о том, как будет ужасно, если их ограбят, сгорит их дом, изнасилуют жену или убьют детей. Возникновению такого рода страхов способствует и оби­лие сцен насилия в телепередачах.В исследовании амери­канских психологов Гербнера и Гросса людям предлагалось оценить,какова вероятность того,что они станут жертвой насилия в течение одной недели. Оказалось, что любители телевизионных передач, проводившие перед телевизором четы­ре и более часов в день, оценили эту возможность в 50 процен­тов, в то время как те, кто смотрит телевизор менее двух часов в день,— в10 процентов.Реально же вероятность такого происшествия менее одного процента. Таким образом, теле- и киноиндустрия «помогает» людям с недостаточно богатым во­ображением фантазировать о мыслимых и немыслимых катас­трофах, бедствиях, несчастьях, и особенно это ей удается с помощью фильмов ужасов, таких, например, как «Челюсти» или «Землетрясение».
2.Игра «Если бы я...». Суть ее состоит в мысленном возвра­щении в прошлое и мучительном сожалении о сделанном (или несделанном). Например: «Как было бы хорошо, если бы я:
не женился,
не разводился,
не устроился на эту работу,
не бросил институт,
не поступил в институт и т. п.».
Или: «Эх, если бы я:
был терпеливее (требовательнее, самокритичнее) с женой (детьми, родителями, сослуживцами),
купил бы себе квартиру, а не снимал ее,
до перестройки вложил бы все, что было у меня на сбер­книжке, в золото и недвижимость и т. п.».
В этой игре субличность Внутреннего Критика требует от человека, чтобы он проявил уникальную способность прогно­зировать свое будущее, и наказывает его за то, что он этого не" умеет. Фактически же, играя в игру «Если бы я...», человек отказывается признавать реально существующие в жизни взле­ты и падения, хотя именно они могут способствовать его личностному росту.
3. Игра «Это он (она) виноват(-а)...». В этой игре человек об­виняет кого-то:
«Ты недостаточно внимателен(-льна), ты не умеешь любить, ты совсем обо мне не думаешь, ты обманщик (лгунья)!»
Или жалуется: «Посмотрите, что он(-а) со мной сделал(-а)...».
Подобная фиксация и постоянное возвращение к прошлым
обидам сдерживают конструктивную деятельность в настоящем.
4.Игра «Идеальный вариант». Здесь рассуждения таковы: «Если я это сделаю, произойдет что-то плохое. Но и если не сделаю, тоже случится нечто ужасное!». Однако в результате самонаблюдения можно прийти к следующему выводу: «Я снова пытаюсь найти идеальный вариант на будущее, хотя понимаю, что его не существует. Мне просто необходим предлог, чтобы вообще ничего не делать. Может быть, тогда проще сказать себе, что я пока не готов предпринимать какие-либо действия. Это избавит меня от мучений».
5.Игра «Как я ужасен(-на)!..». «Меня никто не любит, пото­му что я:
толстый(-ая),
худой(-ая),
молодой(-ая),
старый(-ая) и т. п.»
По этому поводу у психотерапевтов даже существует шутка: «Меня никто не любит, потому что я такой толстый... А если кто и полюбит, то я не стану иметь с ним дело — у него плохой вкус. Только человек, достойный презрения, способен любить такую личность, как я». Но ведь в каждой шутке всего лишь доля шутки...
6. Игра «Я опять все сделал(-а) не так,..». В этой игре человек мучает себя сомнениями, не забыл ли он, не упустил ли что-то важное, не сделал ли ошибку и т. д. Уходя, например, на работу, любитель подобной игры начинает беспокоиться, запер ли он дверь своей квартиры, и либо думает об этом весь рабочий день, не находя себе места, либо возвращается домой, чтобы «полю­боваться» на запертую дверь, постоянно опаздывая и навлекая на себя гнев начальства.
7.Игра «Он(-а) лучше». Играющий в эту игру рассуждает примерно так: «Я уверен, что:
родители (руководство) больше любит его (ее), чем меня, люди считают ее (его) более привлекательной, он (она) зарабатывает больше, он (она) счастливее, у него (нее) лучше с сексом и т. п.»
Выбрав кого-то, кто, по их мнению, «лучше», люди, играющие в эту игру, постоянно сравнивают себя с тем человеком, чрезвы-
чайно страдая от этого. Обычно лучше всего подходит для такой роли одноклассник (одногруппник, знакомый), ставший:
бизнесменом,
политиком или поп-звездой разного масштаба,
знаменитым ученым,
наконец, просто женившийся на привлекательной девушке.
8. Игра «Упреки». «Если бы не ты, .мы могли бы... Это ты один (одна) виноват(-а) в том, что моя жизнь разбита».
9.Игра «Дырка в бублике». «Я бы хотел, чтобы он (она) для меня сделал(-а) то-то и то-то». При этом совершенно игнори­руется все то, что он (она) делает для этого человека в реаль­ности. (Не замечая бублика, человек видит лишь дырку в нем.)
10.«Пессимист». «Зачем стараться? Что бы я ни сделал, все равно лучше не будет».
П. Игра «Что скажет княгиня Марья А1ексевнаЪ>. «А что подумают люди, если: я разведусь с женой? не разведусь с женой?
нашего ребенка выгонят из школы (института)?. я сменю работу?» и т. д.
12.Игра «Сентиментальные воспоминания». Эта игра реализу­ется в супружеских парах пожилого возраста, однако и молодые люди могут извлечь из нее пользу. «Как было чудесно, когда:
дети были маленькими, у нас не было детей, я работал на прежней работе, моя мать была жива и т. п.».
13.Игра «Я не могу реализовать свои возможности». «Я всего лишь... хотя мог бы...»
Во всех этих тринадцати играх есть некоторые общие моменты:
они порождают отрицательные чувства,
на них тратится много времени,
они не позволяют человеку осознать свое настоящее, при­ковывая его мысли к прошлому или будущему.
Если ваш пациент (или вы сами) чувствуете себя несчаст­ным, попытайтесь найти «источник» этого чувства. Возможно, он лежит в фантазиях или в играх о прошлом (будущем). Страх перед будущим и сожаление о прошлом — вот две тучи, скры­вающие солнечный свет настоящего.
Приложение 6
Состояние сна
Сон представляет собой сложно организованное функцио­нальное состояние мозга, во время которого отмечаются вы­раженные физиологические изменения во всех отделах и сис­темах. Организм как бы работает на другом энергетическом уровне. Наиболее яркой характеристикой сна является его цик­личность — чередование фаз медленного (ФМС) и быстрого сна (ФБС). Очевидно, что периодичность состояний бодрство­вания и сна является циркадным ритмом, и эта ритмичность осуществляется «биологическими часами», «встроенными» в головной мозг. Во время ФМС (обычного сна) отмечается замедление ритма дыхания и сердечной деятельности, а также появление на ЭЭГ медленных волн. Во время ФБС или сна со сновидениями наблюдаются быстрые движения глаз, измен­чивость, нерегулярность вегетативных проявлений (пульса, ды­хания и др.). ЭЭГ приближается к наблюдаемой во время бодрствования, хотя и имеет некоторые особенности (вспыш­ки альфа-волн в затылочной области по частоте на 1—2 Гц меньше, чем во время бодрствования, обнаруживается низко­вольтная активность; вспышки острых волн частотой две-три в секунду в центральной области коры, длящиеся несколь­ко секунд и связанные во времени с быстрыми движениями глаз).
В настоящее время в клинической практике используется модифицированная классификация стадий сна, предложенная И. Куглером (1981).скачать dle 12.0
Страницы:
+ -10 -

Психотерапия в особых состояниях сознания. Ахмедов Т.И.


Мне и думаю всем будет интересно Ваше мнение. Напишите пожалуйста комментарий после прочтения! Это очень ВАЖНО для развития сайта!

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
  • Яндекс.Метрика